Русские в Казахстане: есть мягкое вытеснение

8346
В Казахстане 26 апреля пройдут досрочные выборы президента
Русские в Казахстане: есть мягкое вытеснение
Русские в Казахстане: есть мягкое вытеснение

Обсуждать их вполне предсказуемый результат и расклад сил, вероятно, не имеет большого смысла. Однако выборы - всегда событие, дающее повод для размышлений и анализа, - сообщает ВВС.

Как живется в Казахстане русским?

Сохранится ли в будущем нынешняя межнациональная гармония, по крайней мере, внешняя?

Каковы перспективы отношений между Астаной и Москвой?

Две правды

По данным на 1 июля 1914 года, русские составляют 23,7% почти 18-миллионного населения Казахстана. Причем сосредоточены они в основном на севере и востоке страны. В Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Карагандинской областях русские и русскоязычные составляют большинство.

В России, особенно на официальном уровне, принято считать Казахстан образцом решения национального вопроса среди постсоветских государств.

Тамошние эксперты, к которым обратилась Русская служба Би-би-си, единодушно утверждают, что так оно и есть.

"Политика, проводимая в нашем государстве, абсолютно никого ни по каким обстоятельствам не дискриминирует. Ни один закон, ущемляющий чьи-то этнические или религиозные интересы, в меджлисе пройти не может. Проблем на сегодняшний день нет, все живут, занимаются своими делами, уверены в будущем", - заявил доктор политических наук, депутат меджлиса от правящей партии "Нур отан" Камал Бурханов.

"В целом обстановка стабильная. Имеют место локальные конфликты на бытовом уровне в южном Казахстане, но больше между представителями титульной нации и узбекского и таджикского этносов. С русским населением серьезных проблем не наблюдается", - говорит директор алма-атинского Центра актуальных исследований "Альтернатива" Андрей Чеботарев.

Между тем, живущие в Казахстане русскоязычные блогеры и интернет-пользователи массово жалуются на вытеснение русских с престижной работы, бытовой национализм и "переписывание истории".

Кто прав? Или те и другие: каждый по-своему?

Восток - дело тонкое

"Статистические данные по этому вопросу отсутствуют, но, исходя из личного общения, есть мягкое вытеснение нетитульного населения", - сказал Русской службе Би-би-си директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.

Живущий в Казахстане русскоязычный блогер Борис Егоров рассказывает о своем русском знакомом, главном инженере государственного предприятия. Директор, получив указание о "казахизации" руководящих кадров, формально перевел ценного специалиста на должность бригадира, а разницу в зарплате ежемесячно вручает ему в конверте.

"Как видно из этого примера, жить можно, - комментирует Егоров. - Но люди разные. Кому-то важны только деньги, все остальное лирика, а кто-то хочет, прежде всего, уважения".

На национальный момент накладываются местные обычаи.

Незадолго до распада СССР я в качестве спецкора журнала союзного МВД приехал в командировку в одну из южных областей Казахстана. Начальнику управления кадров областного УВД было 25 лет. Я спросил: он что, гениальный, или чей-то сынок?

"Он чингизид. Ему положено", - спокойно ответили коллеги.

Разделение труда

Нередко можно услышать, что в Казахстане произошел негласный раздел сфер влияния: казахи освоили госслужбу, где требуется хорошее знание государственного языка, русские преобладают в бизнесе.

"В крупном бизнесе, - уточнил Камал Бурханов. - Мелкий бизнес - преимущественно казахи. Рынок так распорядился, жизнь сама регулирует, кому чем заниматься. При этом среди министров, губернаторов, послов, вице-спикеров есть русские".

"Так фактически и обстоит дело, - подтвердил Андрей Чеботарев. - Кадровая политика ориентируется на увеличение представительства титульного этноса в органах власти, хотя и другие национальности там представлены".

История и культура

"Фашистские акции, мягко называемые до сих пор "социалистическими преобразованиями", были претворены в жизнь пришедшими к власти в Кремле коммунистами", - характеризует советский период в одной из своих работ казахский историк Назира Нуртазина.

Местные авторы вспомнили и о жестоком подавлении царскими властями национального восстания Амангельды Иманова, и о Голодоморе, в ходе которого Казахстан потерял в процентном отношении больше людей, чем Украина, и о бездумном освоении целины, разрушившем вековую модель ведения сельского хозяйства, и об экологических последствиях ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Часть русскоязычных жителей опасается, что казахская молодежь, воспитанная на таких публикациях, примется сводить с ними счеты, и становится в оборонительную позицию. Любая критика имперского и советского прошлого объявляется "русофобией" и приписывается проискам Запада. Такая позиция находит поддержку в России.

"Идею евразийского союза поддерживают от 65 до 80 процентов жителей Казахстана, но в основном людей старшего поколения. Молодежь же в лучшем случае индифферентна к этим процессам, в худшем - видит себя частью европейского, турецкого или китайского политических проектов. Россия проигрывает на данном этапе "холодную войну" Западу", - бьет тревогу в интервью порталу "Правда.ру" эксперт московского Института стратегических исследований Дмитрий Александров.

Русскоязычные авторы упирают в основном на то, что Россия принесла в Казахстан прогресс, культуру, промышленность и медицину.

В обоих случаях, как говорится, из песни слова не выкинешь. Но не всегда дискуссия ведется в уважительном академичном тоне. Материалы, в которых русских называют "колонизаторами", а казахов "отсталыми кочевниками", согласию, конечно, не способствуют.

По мнению русскоязычного казахстанского политолога Михаила Сытника, широкое использование в Казахстане русского языка и большое количество русскоязычных СМИ еще не говорят об отсутствии подспудных межэтнических трений.

"Существенная часть казахов ненавидит Россию на русском языке! Арабы изучают английский язык с целью употребления в профессиональной деятельности и получения образования, но это не мешает им ненавидеть Америку и Англию", - утверждает он.

Андрей Чеботарев указывает еще на одно обстоятельство.

"Ситуация в Украине ужесточила оценки со стороны национально-патриотических сил с точки зрения того, насколько русскоязычное население лояльно казахстанской государственности", - указывает эксперт.

Впрочем, по его мнению, все эти процессы пока протекают в интеллектуальной и эмоциональной сфере, затрагивают меньшинство, и не обязательно обернутся реальными проблемами.

"Серьезного напряжения это не вызывает. Просто есть такая тема", - утверждает он.

Массовая эмиграция

С 1991 года Казахстан покинули почти два с половиной миллиона русских - больше, чем какое-либо другое постсоветское государство. Их доля в составе населения снизилась с 51% до 23,7%.

Дискриминационных законов не принималось, на официальном уровне никто не призывал: "чемодан-вокзал-Россия", - а люди массово уезжали.

"Когда мы получили независимость, социально-экономическая ситуация была одной из самых сложных в СНГ", - напоминает Камал Бурханов.

"Думаю, дело в невостребованности квалифицированных специалистов в связи с постсоветской деиндустриализацией", - полагает Павел Салин.

Однако в начале 90-х годов жизнь и в России была не сахар.

"Серьезных межэтнических столкновений не было, - говорит Андрей Чеботарев. - Но было общее ухудшение социального самочувствия".

В тех же Латвии и Эстонии поводов для недовольства у русских хватало, но присутствовало понимание, что в европейски ориентированных странах, по крайней мере, погромов не будет. В Центральной Азии после столкновений в Фергане и Оше, да и алма-атинских событий 1986 года, ждать можно было чего угодно, а ожидание опасности, как утверждал еще Даниэль Дефо, страшнее самой опасности.

По мере того, как худшие прогнозы не сбывались, эмиграционный поток мелел.

Возможен ли "казахстанский Донбасс"?

Одной из главных заслуг президента Назарбаева считается предотвращение раскола Казахстана.

Но в чем причина? В правильной внутренней политике, не оставляющей места для сепаратистских настроений, или в политике внешней? Пока Астана придерживается, в общем и целом, промосковской линии, местные сторонники "русского мира" не получают поддержки извне, а, попробуй Казахстан изменить ориентацию, как Украина, тут-то и начнется?

"Русское население севера и северо-востока в большинстве лояльно. В 90-х годах заявляли о себе движение "Лад", "Русская Община", казаки, но потом политизированные активисты либо уехали в Россию, либо сменили сферу деятельности. Русские организации носят культурно-просветительский характер", - утверждает Андрей Чеботарев.

Павел Салин полагает, что исключить ничего нельзя.

"Все зависит от внешнего фактора. Ситуация спокойная до тех пор, пока Россия демонстрирует, что не намерена поддерживать проявления сепаратизма в Северном Казахстане", - говорит он.

Даже имея определенные основания для недовольства Назарбаевым, Кремль не станет играть против него из опасения, что будет еще хуже, считает эксперт. Другое дело, если уровень превысит критический.

Многовекторная политика

Относительно Назарбаева в России существуют две точки зрения: что он самый большой интегратор и друг Москвы на постсоветском пространстве, и что казахстанский лидер, как говорится, себе на уме.

Сторонники второго мнения указывают, что еще на закате СССР Назарбаев создал немало проблем союзному руководству, отказываясь поставлять зерно за "деревянные" рубли, о чем вспоминал в книге "Гибель империи" Егор Гайдар; что на определенном этапе он скептически отзывался о продвигаемом Владимиром Путиным Евро-Азиатском Союзе; что в Казахстане активно формируется суверенная идентичность; что в 2014 году Астана без лишнего шума дала понять, что распространение российским посольством георгиевских ленточек нежелательно.

"На постсоветском пространстве, на самом деле, нет ни одного промосковского политика. В 90-х годах Назарбаев и Лукашенко хотели интеграции, потому что на фоне дряхлого Ельцина надеялись сами ее возглавить. Теперь каждый ведет собственную линию, а разговоры об интеграции приобрели ритуальный характер", - уверен Павел Салин.

"Кремль мечтает об интеграции по образцу ЕС, которая началась бы с экономики, а потом переросла в политическую. Назарбаев хочет свести все к чистой экономике, причем, если результаты не соответствуют его представлениям, он интеграционные инициативы замораживает. Когда российская продукция после девальвации рубля резко подешевела и хлынула на казахстанский рынок, ее административными мерами завернули", - указывает эксперт.

"Стратегия Казахстана неявно меняется, но не в сторону Запада, а в сторону Китая, поэтому Москва это проглатывает", - добавил он.

Камал Бурханов советует россиянам не строить чрезмерных иллюзий.

"У нас политика не промосковская, а многовекторная. На шкале приоритетов первенствует Россия, на втором месте Китай, на третьем Запад, на четвертом исламский мир, но мы со всеми находим баланс", - говорит он.

"Президент проводит курс, не замыкающийся на России, - заметил Андрей Чеботарев. - Геополитика требует активно взаимодействовать с Китаем, а экономическая ситуация требует западных инвестиций. С Россией у нас добрососедские отношения, хотя есть определенные трения и на двустороннем уровне, и в рамках евразийской интеграции".

Будущее туманно

Сегодня в Казахстане Нурсултану Назарбаеву "нет альтернативы" - выражение, хорошо знакомое и россиянам. Разница в том, что ему на 12 лет больше, чем Владимиру Путину.

Выступая в Москве на условиях анонимности, один казахстанский политолог выразил мнение, что, вовремя выбрав преемника и обеспечив плавную передачу власти, Назарбаев заслужил бы памятник, а поддавшись соблазну править пожизненно и вытоптав политическое поле, подвел под государство мину.

Как пройдет неизбежный переход к новой эпохе? Удастся ли сохранить стабильность, в том числе, в межнациональных отношениях?

Камал Бурханов ушел от разговора на тему "Казахстан без Назарбаева", напомнив, что Дэн Сяопин и Конрад Аденауэр на пике их карьеры были еще и постарше.

"Оптимальный сценарий - если президент проведет объявленную конституционную реформу с перераспределением полномочий в пользу парламента и правительства, что позволит впоследствии выстроить внутриэлитный баланс и сформировать "коллективного преемника". Но не исключены варианты с перехватыванием власти, и тогда последствия могут быть любыми", - считает Андрей Чеботарев.

"Прогнозировать что-либо крайне сложно. Своими планами Назарбаев ни с кем не делится. Можно лишь сказать, что основные региональные игроки, Китай и Россия, заинтересованы в стабильности и преемственности в Казахстане", - говорит Павел Салин.

"Исходя из моего общения с живущими в Казахстане русскими, все они воспринимают Назарбаева как гаранта и ожидают, что после его ухода ситуация ухудшится", - добавил эксперт.

Как сообщалось ранее, "День тишины" запрещает любую агитацию в СМИ и на улицах.

В Казахстане накануне выборов президента наступил "день тишины", то есть любая агитация за кандидатов запрещена.

В воскресенье, 26 апреля, в стране состоятся внеочередные выборы главы государства.

В них примут участие нынешний президент Нурсултан Назарбаев, член Коммунистической народной партии (КНПК) Тургун Сыздыков и самовыдвиженец Абельгази Кусаинов.

Выборы должны были пройти в 2016 году, однако на их досрочном проведении в феврале этого года настоял Совет Ассамблеи народа Казахстана.

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram. Будьте в курсе последних новостей.
В закладки
Загрузка...
Загрузка...
КАРТИНА ДНЯ