"Стрелкова пришлось связать, чтобы вернуть в Россию": чем сейчас живут Игорь Стрелков и Александр Бородай?

3282
Лидеры восстания на Донбассе экс-премьер-министр ДНР Александр Бородай и бывший министр обороны Игорь Стрелков не были в Донецке с прошлой осени и сейчас обосновались в Москве.
"Стрелкова пришлось связать, чтобы вернуть в Россию": чем сейчас живут Игорь Стрелков и Александр Бородай?
"Стрелкова пришлось связать, чтобы вернуть в Россию": чем сейчас живут Игорь Стрелков и Александр Бородай?

В украинском городе Донецк в 2014 году Бородай был премьер-министром пророссийского правительства ополченцев. Теперь же он вернулся в родную Москву, и, по его словам, вновь стал работать консультантом по связям с общественностью.

«Когда находишься за пределами телевизора, люди начинают забывать, как ты выглядишь», сказал он, опускаясь в кремовой диван в фешенебельном московском ресторане для того, чтобы дать интервью. «И слава Богу. Поначалу было трудно выходить на улицу».

Такая невероятная перемена произошла с самым выдающимся российским участником войны в Украине и возможного виновника в голландском расследовании ракетного удара по малазийскому авиалайнеру в июле прошлого года, в результате которого погибло 298 человек.

Бородай - не единственный доброволец, появившийся в России. В силу того, что конфликт в восточной Украине зашел в тупик, сотни добровольцев вернулись в Россию, и первые руководители повстанцев, многие из которых являются коренными россиянами, возобновили комфортную и более публичную жизнь в Москве.

Бородай, облаченный в плотную футболку Armani Exchange и обросший недельной щетиной, сказал, что не был в Донецке с октября, и что его внимание сейчас сосредоточено на возрождении своей консалтинговой компании. Бизнес идет плохо. Несколько международных компаний, которые он отказался назвать, разорвали контракты, когда на него наложили санкции со стороны США и Европейского Союза.

«Консалтинг это довольно сокровенный бизнес, который требует индивидуального подхода», сообщил Бородай.

«Люди идут на войну для того, чтобы выполнить свой долг, а затем возвращаются к мирной и продуктивной жизни», сказал он. «Я не думаю, что это представляет особый интерес».

Передышка Бородая может оказаться недолгой, так как Россия и Запад имеют острые разногласия относительно расследования 17-го рейса. Запад обвинил в инциденте лидеров повстанцев, из которых самым заметным был Бородай, и Россию, как сторону, обеспечивавшую их современным зенитным оружием зенитных. Россия отрицает данные обвинения, наложив вето на трибунал Организации Объединенных Наций и подвергнув критике голландское расследование за «непрозрачность». Обвинения, как ожидается, будут предоставлены ближе к концу года.

«Я не знаю ответа. Давайте подождем, а там видно будет», сказал Бородай, когда его спросили, будет ли он проходить в суде Нидерландов в качестве обвиняемого. «Эта история для меня осталась далеко в прошлом, мне кажется, что я сделал все необходимое для поддержки полного расследования».

Даже если лидеры ополченцев будут обвинены официально, то, как показывают некоторые признаки, Москва подчинится ходу расследования или запросу о выдаче.

Возвращение домой

В то же время «банда» все еще находится здесь. Так, можно было запросто наткнуться на Марата Баширова, бывшего премьер-министра восставшей Луганской Народной Республики на Московском экономическом форуме в марте, где он выступил с лекцией на тему «Риски, санкции, лоббирование». Баширов, правительственный консультант по связям, был нанят холдинговой компанией олигарха Виктора Вексельберга. Как и Бородай, он был подвергнут санкциям со стороны Европейского союза в июле 2014 года.

Правительственный авиаудар по его штаб-квартире в июле прошлого года он отметил в сухом посте на Facebook: «Похоже, мой костюм от Тома Форда безнадежно испорчен. Теперь я буду ходить на заседания правительства в камуфляже».

Баширов не отвечал на просьбы о комментариях. В Москве он управляет несколькими правительственными компаниями и возглавляет комитет по связям с государственными структурами в российской Ассоциации менеджеров. В прошлом месяце, в темно-синем костюме он выступил с презентацией перед молодыми предпринимателями, один из которых написал в «Твиттере»: «Правительство является регулятором между производителем и потребителем. Марат Баширов».

Здесь же и Игорь Гиркин, боевой командир, когда-то хваставшийся тем, что, если не его нападения на полицейские участки в апреле прошлого года, войны на Украине не было бы вообще. Теперь он появляется на лекциях в рядах крайне правых националистов и обвиняет Россию в отказе от повстанческих республик в Украине, которые она помогла создать.

«Сумасшедшая деревня», говорит с улыбкой Бородай с улыбкой. Он утверждает, что его вооруженной охране пришлось связать Гиркина, чтобы вернуть его в Россию.

Бородай и Гиркин - это ветераны этнических конфликтов, которые возникли с падением Советского Союза. Бородай боролся за права этнических русских в Приднестровье, Чечне и Таджикистане в 1990-х годах. После каждого конфликта он возвращался в Москву.

«Для них это просто очередная война», считает Алексей Макаркин, комментирующий политику лидеров повстанцев, который учился вместе с Гиркиным в московском университете в 1990-е годы. «После того, что они делали в 90-х, это не представляет ничего экстраординарного».

Скептики, которых в данном вопросе очень много, говорят, что Бородай либо получал деньги от России, либо является сотрудником российских спецслужб. Он отрицает эти обвинения, но сообщил, что передавал информацию из Донецка Владиславу Суркову, аппаратчику Кремля, для того, чтобы наблюдать за российскими действиями в Украине.

Некоторые события указывают на то, что российский контроль все же осуществлялся, в частности это неожиданное прибытие Бородая и Баширова во время политического хаоса. Другие предполагают недопонимание: когда в мае прошлого года повстанцы провели референдумы, которые расценивались как прелюдия аннексии, Кремль просто-напросто проигнорировал их. Это был неловкий момент для обеих сторон.

«Я верю, что он действовал осторожно и грамотно», сказал Бородай по поводу политики президента Владимира Путина в Украине. «Я не могу критиковать его действия, потому что в конце концов у него гораздо больше информации, чем у меня».

Россияне, вернувшиеся с войны, имеют различные политические взгляды, а небольшое их количество даже откровенно враждебно относится к Путину. Многие говорят, что они поддерживают Путина, но полагают, что он должен был оказывать большую поддержку добровольцам.

«Больше всего нам препятствовало правительство», сказал Владимир Ефимов, бородатый доброволец, приведший на войну 50 человек. «Но я могу так говорить, потому что я отсюда и могу критиковать это правительство».

Некоторые считают, что поддержка Россией добровольцев в Украине может спровоцировать нестабильность или ответный удар. Есть некоторые тревожные инциденты: бывший снайпер ополченцев скоро предстанет перед судом в Москве за убийство двух полицейских осенью прошлого года. Федеральная служба безопасности построила 100-километровый ров на границе с Украиной из-за опасений по поводу контрабанды оружия - автоматических винтовок и гранат - из Украины.

Но четких признаков того, что вернувшиеся добровольцы представляют чрезвычайную угрозу для России как преступники или политические деятели, нет.

«Во-первых, их не так уж и много», заявил Марк Галеотти, эксперт по вопросам безопасности, посетивший Москву этим летом по поводу возвращающихся добровольцев. «Я думаю, что в этом отношении россияне должны быть более обеспокоены по поводу солдат, которые возвращаются домой».

Солдаты – это российские военнослужащие, некоторые из которых погибли при загадочных обстоятельствах, и, как полагают, участвовали в боях в Украине. Путин проигнорировал все обвинения.

Те, кто боролся в открытую, называя себя добровольцами, более эксцентричны: это националисты или сторонники радикально левых взглядов, ветераны войны, искатели острых ощущений и несколько горе-философов.

Сергей Кавтарадзе, помощник Бородая в Донецке, который был когда-то отмечен как «битник с пулеметом», вернулся в Россию в прошлом году и в настоящее время заканчивает экранизацию своей докторской диссертации.

Как сказал Кавтарадзе, фильм под названием «Молокобезумие» исследует «архетипы войны» и последствия, которые оказывает война на ее участников.

«Она заставляет людей сходить с ума», сказал он.

В трейлере к фильму, который, по словам Кавтарадзе, производился на протяжении пяти лет, можно увидеть сцены борьбы, пыток и секса, сплетенных в единое целое под героически саундтрек.

Он сообщил, что немного снимал и в Донецке.

«Будем надеяться, что в следующем году он появится на некоторых западных фестивалях», сказал Кавтарадзе.

По материалам Washington Post

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram. Будьте в курсе последних новостей.
В закладки
Загрузка...
Загрузка...
КАРТИНА ДНЯ