The National Interest: Российско-китайский альянс создается усилиями Вашингтона?

2063
Вполне возможно, что усиление американских санкций в отношении России и попытки сдерживания Китая будут приближать две страны к полномасштабному союзу.
The National Interest: Российско-китайский альянс создается усилиями Вашингтона?
The National Interest: Российско-китайский альянс создается усилиями Вашингтона?

Отношения между Россией и Китаем никогда не были более доброжелательными. Несмотря на то, что введенные США санкции против России не влияют напрямую на Китай, Пекин четко осознает политику США, направленную на его сдерживание. Соединенные Штаты недвусмысленно заявили о своей поддержке противников Китая в серии конфликтов с Японией, Кореей, Филиппинами.

Россия и Китай выступают в качестве союзников по целому ряду вопросов мировой политики. Эти вопросы включают стабилизацию Сирии, иранскую ядерную программу, жесткие попытки США вмешаться в китайские и российские внутренние дела, прикрываясь поддержкой прав человека. Российско-китайские отношения становятся больше, чем просто партнерскими отношениями, но все еще не союзническими. Тем не менее, вполне возможно, что усиление американских санкций в отношении России и попытки сдерживания Китая будут толкать две страны в полномасштабный союз.

Нынешняя ситуация в трехсторонних американо-китайско-русских отношениях не в ладах со стратегией, сформулированной Генри Киссинджером во времена администрации Никсона, который установил, что американские отношения с Россией или Китаем должны быть существенно лучше, чем двусторонние отношения между Россией и самим Китаем. Сегодня наоборот, отношения США с любой из этих двух стран значительно хуже, чем двусторонние российско-китайские отношения.

Как в США, так и в российских либеральных кругах, нередко слышны утверждения, что дальнейшее сближение России и Китая будет ставить Россию в статус младшего партнера в российско-китайских отношениях и Россия должна иметь это в виду при выборе между Китаем и Западом. Они необоснованны. Китай, который отстаивает свои интересы и сталкивается в конфликтах практически со всеми своими соседями, нуждается в союзе с Россией, без которой он проигрывает любые потенциальные конфликты в обозримом будущем. С другой стороны, с начала 1990-х, западная и, особенно, американская политика в отношении России следовала четкой линии, согласно которой Москва должна была рассматриваться как мальчик для битья. После распада СССР, Соединенные Штаты ни разу не продемонстрировали свою готовность к равноправному партнерству с Россией. В контексте украинского кризиса, политики и военные чиновники Запада и США поспешили установить Россию не в роли партнера, а в качестве противника.

Необоснованной является также претензия к российско-китайским отношениям, чтовозможная перспектива масштабного переселения китайцев в Сибирь и на Дальний восток будет представлять угрозу территориальной целостности России. Миграционные тенденции в северных приграничных районах Китая показывают, что подавляющее большинство мигрантов переезжают не в Сибирь и на Дальний Восток, а в центральные районы Китая и новые крупные города, где условия жизни более комфортные. И, благодаря демографической политике Китая, население в приграничных районах, близких к России, согласно прогнозам, будет снижаться.

В обозримом будущем Россия имеет достаточно места для маневра в отношениях с Китаем. Нельзя исключить возможность того, что Россия и Китай будут вступать в военно-политический союз. Военный, технологический и ресурсный потенциал России, подкрепленный экономическими и значительными трудовыми ресурсами Китая позволит двум странам разрушить текущий баланс сил в международных отношениях.

Видимо, есть какое-то инстинктивное понимание этого в Вашингтоне, что объясняет, почему США не толкают Японию принимать жесткие санкции против России. Если Япония введет такие санкции, премьер-министру Синдзо Абэ придется забыть о своих амбиции в решении вопроса о «северных территорий» в своих отношениях с Россией, так как это может побудить Россию поддержать претензии Китая над спорными островами Сенкаку.

Продолжающееся нежеланиенекоторых политиков и аналитиков в Вашингтоне просчитать последствия сотрудничества между Россией и Китаем может иметь глубокие последствия для внешней политики США.

Андраник Мигранян, директор Института Демократии и Сотрудничества в Нью-Йорке

Перевод Арсений Давиденко

Присоединяйтесь к нам в Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram. Будьте в курсе последних новостей.
В закладки
Источник: The National Interest
Новости партнеров