Он отметил, что пик кризиса для российской экономики прошел. "Могу сказать, что мы справились", — указал он, добавив, "инвестиционная активность, что очень важно для будущего роста, восстанавливается".
Как отметил Максим Орешкин, в последнем квартале российская экономика продемонстрировала рост на 2,5%, а объем накопленных французских инвестиций в России достиг 18 млрд евро. При этом министр указал, что новые санкции США угрожают совместным проектам России и Европы, так как в отношениях между государствами ЕС и Вашингтоном возникает напряженность, что может помешать сотрудничеству.
Российские бизнес-процессы и ранее были интересны иностранным инвесторам, отмечает старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова, во многом потому, что входной порог вложений в любое из направлений на 20-30% ниже, чем у европейских аналогов, а простор для развития неограничен. Однако с ростом геополитических рисков несколько лет назад потом иностранных денег в российские проекты заметно снизился. Затем начался процесс переноса производств с участием зарубежного капитала в Россию, чтобы обойти множественные санкции.
Сейчас этот процесс в общих чертах завершен, и деньги понемногу поступают в бизнес, хотя говорить о полномасштабном возвращении европейских инвесторов все-таки преждевременно. Риск есть риск, его учитывают в долгосрочной перспективе, но в ряде случаев возможная прибыль перевешивает страхи, говорит Анна Бодрова.
И все же рост интереса не означает роста инвестиций, возражает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. И, как показывает статистика, ситуация пока не очень позитивна. По данным fDi Markets, зарубежные инвестиции в новые проекты упали в 2016 г. до $12,9 млрд. Хуже было только в 2014 г., когда были введены санкции и инвесторы бежали из РФ. При этом надежды на то, что участие в приватизации "Роснефти" инвесторов из Катара возродит инвестиционную привлекательность России, так и не оправдались.
Любопытно, отмечает эксперт, что для многих РФ является своеобразной тихой гаванью. Это объясняется низкой волатильностью в странах, против которых введены санкции, и, учитывая доходность ОФЗ и общее состояние экономики страны, вкладывают именно в госдолг. Прямые инвестиции в реальный сектор пока буксуют. Даже те, которые приходят, в основном направляются в нефтегазовый сектор, и этого явно недостаточно для того, чтобы говорить об улучшении ситуации.
Пока интерес не перерос в реальный объем инвестиций, санкции будут оказывать давление до тех пор, пока будут действовать, считает Артем Деев. Кроме того, для инвесторов важна стабильность, и они могли бы закрыть глаза на действующие ограничения, но из-за невнятной позиции США и продолжающегося конфликта Москвы и Вашингтона риски для них слишком высоки.