Об этом пишет журналист Ярослав Трофимов в Wall Street Journal.
Наступление сирийских войск на Дейр эз-Зор на этой неделе значительно усилило позицию Башара Асада. Однако большая часть страны остаётся за пределами его власти, включая защищаемую американцами территорию курдов на северо-востоке Сирии и территорию, оккупированную Турцией.
Вопрос заключается в том, где будет проведена граница между "режимом" и территориями курдов после поражения "Исламского государства" (группировка запрещена в РФ), и приведёт ли она к более-менее стабильному делению страны, или же к новому витку насилия, который вынудит США вмешаться. "Американские политики придерживаются идеи "мягкого раздела" Сирии вдоль Евфрата. Однако режим и иранцы не заинтересованы в "мягком разделе" и стремятся к военной победе", — заявил эксперт по Сирии из вашингтонского Института ближневосточной политики Эндрю Таблер.
В свою очередь, Асад неоднократно отвергал идею курдской автономии на севере Сирии. По мнению одного из лидеров умеренной сирийской оппозиции Сафвана Аккаша, режим в конце концов "нападёт на курдских союзников Америки". После разгрома ИГ "режим не допустит курдского автономного региона", отметил сотрудник Wall Street Journal Ники Блазина. "Русские и американцы будет делить влияние между собой, и за нынешним конфликтом последует другой", — подчеркнул журналист. Возможно, это не произойдёт сразу, так как США и Россия не хотят полномасштабной войны между режимом и курдскими Демократическими силами Сирии.
Также у "режима" есть другие приоритеты, такие как провинция Идлиб, в которой всё больше влияния завоёвывают джихадисты. Однако этот конфликт "неминуем" и заставит Вашингтон либо отказаться от своих курдских союзников, либо пойти на прямое военное вмешательство против "режима Асада", заявил экс-посол США в Сирии Роберт Форд. "Рано или поздно, правительство в Дамаске попытается восстановить свою власть. Для администрации Трампа это будет важное решение: стоит ли армии США защищать курдский автономный регион? Если они пойдут на это, это будет нарушением международного права", — подчеркнул Форд.
Единственная надежда избежать такого сценария — это женевский мирный процесс ООН. Однако из-за сопротивления Турции в нём не представлено движение курдов. Это означает, что Асаду не нужно проявлять гибкость в переговорах, заявил эксперт по Ближнему Востоку Камаль Алам. "У правительства есть преимущества, оно гораздо сильнее, чем когда-либо с начала войны. Оно по-прежнему будет вести переговоры, однако на него не будет оказываться давления для больших уступок", — резюмировал Алам.