LA Times: теория о "русском следе" в гибели Кеннеди - абсурд
Для этого хватило лишь "пары крупиц данных" из отчетов ЦРУ и ФБР о визите главного подозреваемого Ли Харви Освальда в советское посольство в Мехико в сентябре 1963 года, пишет на страницах Los Angeles Times американский политолог, писатель и бывший офицер военной разведки Джеймс Рестон-младший.
Между тем, убежден Рестон-младший, если предположить, что заговор с целью устранения президента США зародился, именно когда Освальд прибыл к дверям посольства в сентябре 1963-го, получается, что советские агенты, "должно быть, были не просто злобными воинами холодной войны, а кукловодами, наделенными удивительной удачей и ясновидением". Как подчёркивает политолог, на тот момент ноябрьская поездка Кеннеди в техасский Даллас, ставшая для него роковой, еще даже не была запланирована, а Освальд — не получил работу в Техасском школьном книгохранилище, сотрудником которого он стал незадолго до преступления.
Освальд отправился в Мехико за кубинской визой, и за те 20 минут, которые он провел в компании оперативника КГБ, "он не то чтобы произвел впечатление искушённого убийцы", продолжает автор. "Однако, обладая своими спецспособностями, кукловоды, вне всяких сомнений, могли себе позволить игнорировать главное правило при найме любого иностранного агента, а тем паче — убийцы президента: то, что он должен быть надёжным и доступным", — иронизирует он.
Как констатирует эксперт, в СССР отлично знали, что Освальд — "шизик": его в полной мере изучили, ещё когда он попытался сбежать из США в Советский Союз в 1959 году, и поначалу ему даже платили стипендию, однако позже в спецслужбах осознали, что он не сможет стать "образцовым представителем антиамериканизма", и финансировать его прекратили. Кроме того, Освальд и сам обнаружил, что жизнь в СССР совсем не такая, какой он ее себе представлял, и направился домой, оставив после себя лишь досье, где его описывали как "абсолютно ненадежного" человека, пишет автор. Наконец, рассуждает он, советские агенты также не могли не знать, что всего за месяц до визита в Мехико Освальд нарушил еще одно "правило шпионажа", "засветившись" в Новом Орлеане, где он вместе с соратниками-"леваками" раздавал листовки в поддержку Кубы и был в итоге арестован полицией и сфотографирован.
Впрочем, всё это было неважно — ведь у "советских кукловодов" было "ясновидение", потешается Рестон-младший. Несмотря на то что близкие соратники Кеннеди, столкнувшиеся с насилием в Далласе, отговаривали "очаровательного либерального президента" от поездки в этот город, считая его слишком опасным, и в сентябре решение о визите еще не было принято, агенты Москвы наверняка знали, что "тщеславие Кеннеди одержит верх над мнительными людьми" и он всё же отправится в город, пишет эксперт. Более того, они также должны были заранее знать, что президентский кортеж изменит маршрут и проедет мимо книгохранилища, а их "агент" станет сотрудником этого книгохранилища за пять недель до судьбоносного визита, отмечает он.
"Магические силы русских все растут, — шутит Рестон-младший. — А может быть, дело не в ясновидении, а сделать так, чтобы маршрут кортежа прошел мимо книгохранилища, им позволили их умения. Но это бы значило, что они проникли в высшие властные эшелоны Вашингтона и Остина". Как поясняет автор, за несколько недель до визита Кеннеди Белый дом и губернатор Техаса Джон Коннали вели тайные переговоры о том, где президент будет произносить речь; первая сторона по настоянию ФБР предлагала в качестве места аудиторию в Техасском выставочном комплексе, а Коннали — бизнес-центр Merchandise Mart, менее масштабную площадку, которая вместе с тем больше бы понравилась предпринимателям из его окружения.
"Вне всяких сомнений, именно русские кукловоды всё подстроили так, чтобы ФБР проиграло этот спор и победил Коннали", — вновь иронизирует эксперт: по мысли Рестона-младшего, именно это обстоятельство в конечном итоге привело к тому, что кортеж Кеннеди был вынужден лавировать на улицах Далласа — так он не только проехал мимо книгохранилища, но и замедлил скорость, что позволило не отличавшемуся особенной меткостью Освальду попасть в цель.
Теория о "русском следе" в гибели Кеннеди — "абсурд", подытоживает автор. "Почему большинство американцев верят, что убийство президента Кеннеди стало результатом какого-то грандиозного заговора, вероятно, организованного иностранной державой, — никакая не тайна: мы требуем для величайшего преступления XX века и, наверное, всей американской истории заговора таких же масштабов, — пишет Рестон-младший. — Но верить в такое — значит стремиться к удобству и проявлять лень. К несчастью, настоящий ответ находится в сумасшедшем мозгу жалкого человечка с девятью классами образования и безнадежной жизнью, которым двигали гнев, обида и заблуждения".