Минск "не работает": как именно не реализуется каждый из пунктов минских соглашений
Большинство из пунктов Минска-1 и Минска-2 так и не выполнено. «Газета.Ru» разобрала каждый пункт отдельно
1. Незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей<…> с 00 ч. 00 мин. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
Пункт был малореалистичным изначально. Середина февраля - пик противостояния самопровозглашенных республик с силами АТО вокруг Дебальцево – 18 февраля в ДНР отчитались о полном захвате города, а позже взяли Чернухино в Луганской области и еще несколько населенных пунктов.
Однако и после выравнивания сепаратистами линии фронта говорить о полном прекращении огня было рано. Скорее, конфликт был локализован, а столкновения стали позиционными.
Самыми горячими точками остаются близкие к Донецкому аэропорту Пески, не прекращаются бои за Широкино. ОБСЕ фиксирует обстрелы из автоматического и артиллерийского оружия.
При этом и Киев и ЛДНР наращивают все это время военную мощь, готовясь к новому витку войны, пишет в своем ЖЖ военный аналитик и сторонник самопровозглашенных республик Борис Рожин (colonelcassad): «Обе стороны довольно оперативно накачивают военную составляющую, что в свете возобновившихся в апреле среднеинтенсивных боевых действий, становится все более актуальным. Если сравнивать период сентября 2014 года и начало мая, то кол-во советников, инструкторов и различных «отпускников» сторон (что официально обеими сторонами отрицается в рамках особенностей идущей гибридной войны. – прим. Рожина), уверенно растет, причем сохраняется устойчивая тенденция к увеличению их количества».
2. Отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами на равные расстояния в целях создания зоны безопасности…
Для украинских войск предполагался отвод от фактической линии соприкосновения, для ополченцев от линии соприкосновения по Минску-1.
Невыполнение этого пункта вытекает из проблем с реализацией предыдущего. В мае представитель спецмониторинговой миссии ОБСЕ Александр Хуг заявил об использовании «Градов» в Донецке и Гранитном. По его словам, обе стороны подводят тяжелую артиллерию к фронту.
3. Обеспечить эффективный мониторинг и верификацию режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с применением всех необходимых технических средств, включая спутники, БПЛА, радиолокационные системы и пр.
ОБСЕ критически высказывается о реализации мирных пунктов, постоянно фиксируя локальные очаги столкновений, за что регулярно подвергается обвинениям в ангажированности с обеих сторон.
Причем, в отличие от миротворческих сил, на введении которых настаивает Киев, мониторинговые группы ОБСЕ не имеют реального инструментария для предотвращения огня по всей линии фронта.
4. В первый день после отвода начать диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона.
Если технические пункты по прекращению огня снизили интенсивность конфликта и, пусть с натяжкой, их можно считать частично исполненными, то по политическим прогресс и вовсе выглядит нулевым, говорит «Газете.Ru» бывший замминистр иностранных дел ДНР Борис Борисов.
Верховная рада в середине марта признала неконтролируемые территории Донбасса «оккупированными» и приняла поправки, согласно которым особый статус региона вступит в силу только после вывода всех «незаконных вооруженных формирований и военной техники».
Петр Порошенко предложил увязать введение особого статуса с проведением местных выборов по украинскому законодательству и «демократическим стандартам ОБСЕ», а выборы провести после вывода незаконных воинских формирований и военной техники с территории Украины.
Такая конфигурация, очевидно, невыгодна для Москвы, поскольку означает ликвидацию республик. С самого начала конфликта околокремлевские источники «Газеты.Ru» говорили о том, что для Москвы желательный вариант – автономизация областей с формальным подчинением Киеву, но реально с сохранением контроля со стороны России. Это позволит Донбассу остаться инструментом давления на Украину.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
Закон об амнистии по итогам сентябрьского Минска-1 так и не применялся на практике. После Минска-2 украинские власти подобный закон не принимали.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен самое позднее на пятый день после отвода.
Пункт не выполнен, в том числе и из-за расплывчатости формулировки. В ЛДНР считают политическими заключенными около 6 тыс. человек, говорит Борис Борисов. Глава следственного управления СБУ Василий Вовк в апрельском заявлении заявил, что чекисты расследуют 4187 уголовных производств, под подозрением в сепаратизме находятся 1179 человек.
В то же время председатель СБУ Валентин Наливайченко накануне заявил, что в плену самопровозглашенных республик находятся около 300 человек, а волонтер Виктор Майстренко рассказал в эфире Громадського Радио, что у республик около тысячи заложников — как военных, так и гражданских.
Обе стороны жалуются что, под видом заложников к ним часто закидывают диверсантов или лиц, не имеющих отношения к конфликту. Об обмене «всех на всех» до сих пор речи не идет.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
Пункт выполняется с некоторой натяжкой. Со стороны России в Донецк регулярно ездят колонны грузовиков с гуманитарными грузами, со стороны Украины в зону АТО в основном поступает помощь из фондов олигарха Рината Ахметова.
Однако, учитывая сохраняющееся военное положение и опутывание линии фронта сетью блок-постов, многие грузы задерживают, а их пропуск зачастую превращается в бизнес для контролеров.
Кроме того, часть грузов не доходит до граждан в ДНР и ЛНР и попадают на прилавки из-за коррумпированности местных властей.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты...
Фактически провален.
Еще с прошлого июля Киев прекратил соцвыплаты на территории ДНР, а осенью президент Украины Петр Порошенко поручил кабмину прекратить деятельность государственных учреждений, банков и предприятий в зоне проведения силовой операции и обеспечить вывод персонала.
Экономическая блокада стала сильнейшим ударом по властям самопровозглашенных республик из-за нехватки их собственных средств на выполнение всех социальных обязательств.
По данным источников «Газеты.Ru», дефицит бюджета республики покрывают серыми схемами с поставками угля и металла на Украину, а также траншами из России. При этом c февраля этого года Украина ввела жесткий пропускной режим для жителей территорий, подконтрольных ЛДНР.
В середине апреля премьер Украины Арсений Яценюк заявил, что восстановление финансовых отношений с регионом возможно только после вывода чужих войск с территории, восстановления украинского контроля над границами Донбасса с Россией и выборов по украинским законам, что очевидно не устраивает Россию.
Как показывает историческая практика, непризнанные образования не могут выстроить самостоятельную экономическую систему, поэтому им приходится полагаться на помощь извне.
В случае с Донбассом одним из главных требований России остается перевод социальной ответственности за регион на Киев и прекращение финансовой блокады зоны АТО, подтверждают источники «Газеты.Ru».
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования....к концу 2015 года...
Выполнение этого пункта напрямую увязывается с проведением на Украине конституционной реформы, и именно это изначально делало его одним из наименее перспективных для реализации. Более того, передача контроля над границей Киеву ставит под угрозу само существование республик, лишенных поддержки со стороны России.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп...
Как и в случае с заложниками, на уровне официальной риторики, каждая сторона имеет свое понимание, кого можно назвать «наемником» и «незаконной группы». Москва и ЛДНР говорят о действующих на Украине британских и американских инструкторах, а также добровольческих батальонах. А Киев – о российском «военторге» и добровольцах на фронтах «гибридной войны».
«Война окончательно переходит в своеобразный «корейский» вариант, где основные игроки действуют за спиной армий Украины и Новороссии, поэтому собственно военные успехи или неудачи ВСН или ВСУ на фронте не могут привести к окончанию противостояния, так как фронт борьбы главных участников войны уже давно вышел за пределы Украины и одной только Украиной уже не ограничивается», - пишет аналитик Рожин.
Возможное прямое военное вмешательство внешних сил остается гарантией сохранения статус-кво, позволяющим избежать полного разгрома любой из сторон, и соответственно, предметом политического торга.
11. Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию..., а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей...
Это тот самый пункт, с которым увязано восстановление украинского контроля над границей.
Украина готовится принять новую конституцию осенью 2015 года. Один из проектов, полученных изданием «Главком», предполагает создание волостей из нескольких городов и сел, и уездов – из нескольких волостей. Причем, несмотря на регулярные заявления о необходимости децентрализации, влияние президента на местную власть, в соответствии с этим вариантом основного закона, только усилится.
Так, он сможет прекращать полномочия выборных органов местного самоуправления, а срок полномочий местных депутатов уменьшится с 5 до 3 лет.
А главное, конституция не предлагает какого-то особого статуса для Донбасса, ранее признанного Радой «оккупированным», а Крым и Севастополь, согласно документу, «остаются в составе Украины».
Этот вариант реформы, очевидно, не приемлем для республик Донбасса и, соответственно, они обвинят Киев в невыполнении соглашений.
12. На основании Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, касающиеся местных выборов, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы....
См. пункт 4.
13. Интенсифицировать деятельность Трехсторонней Контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений...
В мае было решено создать рабочие подгруппы, которым предстоит разработать схему взаимодействия Украины с самопровозглашенными республиками по ряду направлений – безопасности, социальной и гуманитарной политике, а также по статусу отдельных территорий в Донбассе и выборов.
Представитель ДНР Денис Пушилин накануне заявил о «прорыве», поскольку в рамках подгрупп с представителями самопровозглашенных республик будут контактировать в том числе и действующие украинские чиновники, а не только политические ветераны из команды бывшего президента Леонида Кучмы, не занимающие никаких официальных постов.
Так, гуманитарными вопросами вместе будет заниматься нардеп Ирина Геращенко, а социальными - действующий чиновник администрации президента Игорь Веремий.
Определенные рокировки имеются и с российской стороны. Ранее представителя России в составе трехсторонней контактной группы посла на Украине Михаила Зурабова заменили на посла по особым поручениям МИД РФ Азамата Кульмухаметова. Если Зурабов считался близким другом президента Петра Порошенко, то его сменщик работал послом в Сирии с 2011 по 2014 год, а до этого – в Кувейте.
Насколько эти перестановки эффективны, пока судить сложно.
«Итого»
Политолог Алексей Макаркин заключает, что ситуация вокруг Донбасса остается нестабильной и может взорваться в любой момент: «Минск - это некоторая дорожная карта для, как минимум, стабильного замораживания конфликта, но сейчас и этого нет – в любой момент могут начать стрелять по-серьёзному».
По его словам, пока от широкомасштабных боевых действий спасает только то, что ни одна из сторон в них не заинтересована.
Украина не имеет силы на крупные наступательные операции и понимает, что при такой попытке «в Донбасс войдут крупные контингенты». России же, по словам Макаркина, хоть и способна на крупные операции, но в руководстве страны преобладает точка зрения, что при нестабильности Украина сама «когда-нибудь развалится».
Кроме того, сохраняется риск болезненных для Москвы экономических санкций, поэтому Кремль продолжает переговоры не только в рамках Трехсторонней группы, но и на президентском уровне – так, в Москве с большой надеждой смотрят на визит канцлера Германии Ангелы Меркель, - передает Газета.ру.