Владимир Познер: Вы можете считать, что НАТО – это прямо пушистые, милые, белые кошки, но Россия считает иначе
Российский журналист, первый президент Академии российского телевидения Владимир Познер поведал об отношении РФ к НАТО.
Об этом и многом другом Познер рассказал на встрече с журналистами из Грузии, организованной Фондом Горчакова и Грузино-Российским общественным центром.
«НАТО - это агрессивная военная организация, которую возглавляют США. Вы можете соглашаться, не соглашаться – это вопрос другой, но я вам совершенно ответственно говорю, что российское, как равно и советское руководство именно так видели и видят НАТО. И если это так, то тогда дальнейшее поведение довольно легко объяснить.
Когда Рейган и Горбачев, а потом уже и Буш старший договаривались о тех отношениях, которые сложились в годы перестройки, и когда речь шла об объединении Германии и о том, чтобы тогда еще СССР пошел на это, то Джеймс Бейкер – госсекретарь США того времени, сказал, и есть свидетели, и не один человек, который был при этом, что если СССР пойдет на это, на объединение Германии, то он лично – Бейкер ручается от имени президента Буша, что НАТО не сдвинется на восток ни на один дюйм.
Объединение произошло, поначалу никакого сдвига не было, но потом, когда исчез Советский Союз и когда к власти пришел Клинтон – это довольно быстро изменилось и членами НАТО стали Румыния, Болгария, Чехия со Словакией, все ближе и ближе к границе уже тогда России. И наконец страны Балтии, у которых есть общая граница.
Когда российское руководство задавало вопрос: «А как же, вот у нас же была договоренность», ответ был такой: «Да, была, но с СССР, а вы не СССР, вы Россия».
Вопрос – для чего создавался НАТО, формально для чего? Чтобы защититься от советской агрессии!
Советский Союз создал Варшавский пакт в ответ. Сначала был НАТО, а потом Варшавский пакт. Советский Союз исчез, Варшавский пакт исчез, а для чего НАТО тогда? Чтобы защищаться от кого? Не от СССР же, так от кого? От России! Тогда так и скажите, что НАТО существует, чтобы защититься от возможно агрессивной России. Но Россия так себя не воспринимает.
Значит, последний шаг, с точки зрения России – это появление среди прозападных стран – Украины, присоединение Украины к Европейскому Союзу, что является первым шагом к тому, чтобы Украина стала страной НАТО. А это значит, НАТО появляется на южной границе России.
Если вы более или менее прилично представляете себе географию, то представьте себе Соединенные Штаты и Мексику, которая на южной границе США, точно так же, как Украина на южной границе России. Теперь я вам задаю вопрос. Представьте, что в той же Мексике произошла революция, это ведь можно представить, и что к власти пришел человек типа Чавеса, что тоже возможно, то есть антиамериканский человек. И новая эта власть опасается, как бы Соединенные Штаты чего-нибудь такое не сделали. И поэтому приглашают войска другой страны, той же России, чтобы их расположить на границе Мексики и США. Ну вы же понимаете, что Соединенные Штаты никогда бы этого не допустили, так же, как они не допустили размещения советских ракет на Кубе, хотя какое они имеют к этому отношение. Потому что они рассматривали это как угрозу. Так вот, Россия рассматривает НАТО как угрозу. И если бы не было этого, то не было бы ни Крыма, ни Украины.
Крым – это база российского Черноморского флота, Севастополь – традиционно центр этой базы, и представить себе, что там вдруг появится флот НАТО – невозможно.
Можно сказать: «Ну как же, Украина имеет право договариваться», да, так же, как СССР имел право договариваться с Кубой. Но американцы сказали: «Нет, не будет ваших ракет на Кубе, и если надо, потопим ваши корабли и начнем Третью мировую». Так вот я вам говорю, что это очень похоже, что попытка сделать Украину страной НАТО может кончиться реальным военным конфликтом. Вот то, что происходит на Украине на самом деле, помимо всего прочего, юго-восток и т.д. – это все частности, на самом деле все вокруг НАТО.
Если бы изначально было сделано некое заявление, что-то было подписано, что, скажем, Украина становится нейтральной страной, как, например, Швейцария, с гарантией, что в ближайшие двадцать пять лет, хотя бы так, никаких других вооруженных сил там не будет, в том числе и НАТО, я думаю, что вообще ничего бы не было. Они бы сменили свое правительство, это дело внутреннее, как хотят – так и меняют.
Украина, как вы знаете, 350 лет была частью Российской Империи, потом СССР. В этом смысле Украина и Беларусь для России несколько особые страны. Языки – похожи, алфавит – кириллица, гораздо все ближе, чем Грузия или Армения и т.д., поэтому и эмоционально совершенно другое отношение. Но конечно же то, что возможно, чтобы Грузия стала страной НАТО, безусловно, является серьезной проблемой для России, потому что Россия видит себя окруженной в этом смысле, окруженной враждебным, агрессивным блоком, с точки зрения России. Еще раз говорю, вы можете считать, что НАТО – это прямо пушистые, милые, белые кошки, и это ваше право, но игнорировать то, как Россия оценивает НАТО, – невозможно. Это еще и невозможно, потому что Россия не даст возможность это игнорировать.
Другое дело, мне не кажется, что Грузия реально в скором времени рассматривается как член НАТО, мне не кажется. И поэтому Россия гораздо меньше об этом, на мой взгляд, сейчас беспокоится.
И конечно Соединенным Штатам гораздо интереснее и важнее Украина, чем Грузия, вне всякого сомнения, и геополитически, и экономически, и как угодно», - рассказал Познер.