Как считает историк Москвы, теле- и радиоведущий, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов, результаты Всероссийской переписи населения, которая началась 15 октября, также могут стать основой изменения городской жизни.
Принять участие в переписи можно одним из трех способов: до 8 ноября ответить на вопросы переписи онлайн, до 14 ноября самостоятельно прийти на стационарный переписной участок или дождаться переписчика дома.
«Анализ собранных данных позволит вполне адекватно смотреть на планы и пересмотреть, может быть, даже какие-то планы, где-то, может быть, внести корректировки. Я думаю, что, как и раньше, так и сейчас это довольно осмысленно и нужно проводить именно при помощи таких социологических инструментов. Собственно говоря, история переписи вообще и влияние, которое они оказывали на нашу с вами жизнь, довольно интересная. В течение XX века все переписи вносили так или иначе корректировки в развитие», – рассказал собеседник
По мнению Смирнова, результаты переписи позволят как получить новые данные о жителях, так и доказательно подкрепить уже имеющиеся сведения. «Мы с вами живем в относительно цивилизованном мире, и мы сейчас при помощи этой переписи скорее подтверждаем имеющиеся данные нежели собираем их вновь. И в этом смысле это как бы, но все равно это как промежуточная инспекция происходящего тоже нужна», – отметил историк.
Основа для решений
Отвечая на вопрос о том, как данные, полученные в ходе переписи, повлияют на стратегию строительства в городе и создания транспортной инфраструктуры, Смирнов привел историческую параллель со статистическим инструментом «Индекс трамвайного билета», применявшемся в Москве в начале ХХ века.
«Дважды проводилось это исследование – в 1913 и в 1923 году. И это были как раз те годы, когда принимались решения: в первый раз принималось решение об эффективности или неэффективности сети трамвайных железных дорог, а во второй раз принималось решение относительно того, что после того, как Москва поменяла свой статус на столичный, справляется ли она с точки зрения транспортной доступности и с точки зрения перспектив развития», – пояснил он.
Результатом проведенного тогда социологического исследования стали изменения в транспортной системе города. «И вот эти корректировки мы все с вами прекрасным образом увидели после, когда московское правительство тех лет открыло сначала таксомоторные парки, потом автобусные маршруты, потом запустило через 10 лет троллейбусы, потом запустило метро. И в общем все эти шаги они же производились на основании как раз полученных данных. И мне кажется, что прямая связка между тем, что ученые опрашивают население и то, что мы в результате видим в качестве реализуемого плана», – рассказал Смирнов.
Он добавил, что данные, полученные в результате переписи, могут стать основной для градостроительного плана столицы. «И быть может, эти документы, полученные в результате исследования, послужат значимой основой для такого рода магистрального документа, согласно которому мы будем развиваться», – заключил собеседник.