Загадка драконов с Борнео: в поисках похитителей детей

Корреспондент BBC Earth расследовал древнюю легенду о похищении детей огромными драконами.
«Впервые я услышала эту древнюю легенду в конце июля 2014 года, пишет корреспондент ВВС. - Мы сидели у костра, в котором трещали душистые поленья, и Пак Расни — старейшина племени даяков из деревни Тумбанг Туянг — рассказывал мне эту историю. Он начертил схему, изобразив на ней логово дракона, лаз и селение на речном берегу, а потом махнул рукой вверх по течению реки. По словам Расни, в полутора днях пути вверх по течению сохранились следы той самой деревни, пострадавшей от драконов. Рассказ Расни меня поразил, и я решила выяснить, какие из местных змей больше всего похожи на пожирателей детей».
Журналист сформулировала два вопроса, ответы на которые могли послужить отправной точкой для изысканий: есть ли на Борнео змеи столь чудовищных размеров, и могут ли они проглотить ребенка.
Тропические леса на Борнео - одни из самых древних на планете и существуют уже 140 миллионов лет. Во время последнего ледникового периода существовали перешейки, связывавшие Борнео с материковой Азией и другими индонезийскими островами. Различные виды животных мигрировали на остров с материка, в результате чего на Борнео сформировалась удивительно многообразная фауна.
Змеи здесь особенно разнообразны. На острове их 150 видов, если не больше. Некоторые из них живут под землей, а некоторые - таятся среди листьев, которыми устланы леса. Есть такие, которые обитают на вершинах деревьев, перелетая с одного на другое. А кто-то из них устраивает себе дом под водой или в пещере. Некоторые виды змей представляют опасность для человека. «Яд есть у большинства змей, даже у тех, которые считаются безвредными, - утверждает герпетолог Роберт Стюбинг, который живет на Борнео. - В природе много такого, о чем мы даже не подозреваем».
Возможно, эта особенность развилась у змей в качестве компенсации неудобств, обусловленных наличием тела в форме шланга. Чтобы охотиться без рук и ног, змеи выработали особые способы поражения жертв - в том числе такие, которыми может объясняться исчезновение деревенских детей.
В змеином яде присутствует поразительный набор белков, которые, действуя в совокупности, способны сломить сопротивление жертвы. Яд некоторых змей, таких как королевская кобра,
В прошлом году Макклири, Поллок и их коллеги опубликовали последовательность генома королевской кобры - оказалось, что базовые пары в нем необычайно часто меняются местами и смещаются. «Все остальные функции у змеи такие же, как у всех, - говорит Макклири, - а вот функция выработки яда, по-видимому, эволюционирует просто стремительно».
Так какие же змеи на Борнео способны убить ребенка? Вот основные подозреваемые.
Красноголовый крайт (Bungarus flaviceps) столь же изящен, сколь и смертоносен. Тело у него черное и блестящее, а голова и хвост - ярко-красные. Яд крайта поражает центральную нервную систему жертвы и блокирует синапсы, передающие импульсы от нервов к мышцам, в результате чего жертва не может ни двигаться, ни дышать. «Противоядие помогает только в том случае, если ввести его очень быстро», - поясняет Николас Кейвелл, сотрудник Ливерпульской школы тропической медицины (Великобритания). В 2001 году в Мьянме полосатый крайт укусил в руку герпетолога Джозефа Словински. Смерть наступила в течение суток.
Однако крайт не подходит под описание дракона. Красноголовые крайты могут достигать двух метров в длину, но, в отличие от толстых драконов, они совсем тоненькие. Кроме того, днем крайты ведут себя очень вяло, а укусы наносят в основном ночью, примостившись рядом со спящим человеком, чтобы согреться. «Многие люди просто не просыпаются наутро, - рассказывает Кейсвелл. - Или просыпаются уже парализованными».
Может, это был кто-нибудь из множества коралловых аспидов, обитающих на Борнео? Некоторые из них обладают необычно крупными ядовитыми железами.
Взять хотя бы малайскую синюю коралловую змею (Calliophis bivirgatus), которая охотится по ночам. У нее голубое тело и ярко-красное брюхо, а ядовитая железа, как и у остальных змей, расположена позади глаз - с той лишь разницей, что ее длина составляет больше трети длины самой змеи, которая может достигать полутора метров. Таким образом, ядовитая железа этой змеи может оказаться длиннее человеческой ступни. «Почему - никто не знает», - признается МакКлири. Но, несмотря на свои гигантские ядовитые железы, коралловые аспиды нисколько не похожи на драконов.
А вот рептилия, которая больше соответствует описанию: королевская кобра (Ophiophagus hannah) достигает 5 метров в длину и является самой длинной ядовитой змеей в мире. Впав в ярость, кобра может поднимать с земли верхнюю треть своего тела. «Кобра может подняться до высоты человеческого роста и посмотреть вам прямо в глаза», - утверждает Хьюлихан. Мэтт Гуди, сотрудник Аризонского университета в городе Тусоне (США)и его коллеги следили за передвижениями кобр с помощью вживленных радиопередатчиков и выяснили, что эти рептилии могут путешествовать на удивительно дальние расстояния.
Однако кобры, по-видимому, тоже не могли быть теми драконами. Кобры опасны, но укусы наносят редко. «По сравнению с некоторыми другими змеями они совершенно не агрессивны, - рассказывает Рон Лилли, который занимается отловом змей на Бали. - У них очень много яда, но они очень не любят нападать на людей».
Гремучие змеи - словно ракеты, оснащенные тепловыми головками самонаведения. На голове у них находятся специальные теплочувствительные ямки, благодаря которым у этих рептилий появляется нечто вроде инфракрасного зрения - от него мало кто может укрыться. Но в отличие от стремительных кобр, гремучие змеи обычно охотятся из укрытия. Они прячутся в деревьях или кустах, выжидая, пока жертва подойдет поближе, а потом бросаются на нее. «Они довольно медлительны, но нападают очень быстро, - рассказывает Фрэнк Бербринк, сотрудник Нью-Йоркского городского университета (США). - У них совсем другой образ жизни».
У гремучих змей - особый яд, их укусы очень болезненны. Кроме того, гремучие змеи обычно используют другой вид яда, который воздействует не на центральную нервную систему, а на сердечно-сосудистую, препятствуя свертываемости крови и вызывая резкое понижение артериального давления. Многие токсины гремучей змеи также напрямую поражают клетки. «Укус гремучей змеи очень болезненный. Пострадавший сильно мучается, его клетки прямо раздуваются», - говорит Бербринк. Впрочем, и гремучие змеи не вполне соответствуют нашему описанию. «Их поведение не похоже на поведение драконов, о которых рассказывают даяки, - уверяет Хьюлихан. - Древесные гремучие змеи на Борнео обычно сидят и поджидают, пока добыча подойдет к ним сама, а не гоняются за ней».
Но если ни одна из этих змей не имеет сходства с драконами, кто же это тогда был? Пожалуй, лучшие кандидаты на эту роль - борнейские питоны, одни из самых крупных змей на планете. Эти гигантские рептилии не пользуются ядом - они просто душат свою жертву, обвившись вокруг нее.
Сетчатый питон (Pythonreticulatus) - самая длинная в мире змея; протяженность его тела может достигать более 10 метров. Хотя из-за того, что площадь лесов сокращается, а люди боятся гигантских рептилий, такие большие питоны здесь уже давно - редкость. «Самый длинный пойманный питон, которого мне довелось видеть, был четырехметровой длины - он вылез из канавы в центре Денпасара. Его посадили в клетку и обращались с ним как со священным животным», - рассказывает Лилли.
Впрочем, питону совершенно не обязательно иметь длину, как у автобуса, чтобы проглотить добычу размером с человека. Такие змеи, как африканский скальный питон, постоянно питаются свиньями и оленями и, случается, нападают на людей.
По данным исследования, проведенного в 2011 году, каждый четвертый житель деревни на одном филиппинском острове утверждает, что подвергался нападению этой гигантской змеи. В докладе Всемирной организации здравоохранения о змеиных укусах, зарегистрированных в Юго-Восточной Азии, приводятся фотографии сетчатого питона, проглотившего фермера с острова Сулавеси. В декабре прошлого года четырехметровый сетчатый питон задушил охранника недалеко от гостиницы на острове Бали.
Однако питоны тоже не вполне подходят на роль борнейских драконов. Во-первых, питоны охотятся из засады. Обычно они просто лежат себе где-нибудь, переваривая добычу или поджидая новую жертву, которая подойдет достаточно близко, чтобы задушить ее и проглотить. «Они предпочитают выжидательную тактику», - говорит Стивен Сикор, сотрудник Алабамского университета в городе Таскалусе (США).
Во-вторых, драконы-чревоугодники, съедавшие по ребенку в день, явно придерживались другого режима питания. Дикие питоны, по некоторым оценкам, едят раз в месяц-полтора. «Питонам пища нужна не каждый день», - утверждает Бербринк. Это связано с тем, что питоны способны переварить добычу размером в полтора раза больше их собственного за счет наращивания своей пищеварительной системы. Когда питон устраивает себе обед, его сердце, поджелудочная железа и другие органы увеличиваются в размерах, иногда даже вдвое, чтобы помочь пищеварению. «Обменные процессы у них резко ускоряются, - объясняет Сикор. - Иногда для того, чтобы переварить особенно большую добычу, обмен веществ у питонов ускоряется в 40 раз».
После этого питон входит в состояние покоя, метаболические процессы у него в организме замедляются, а пищеварительная система деактивируется. По словам Сикора, до следующей трапезы питона может пройти очень много времени, иногда больше года.
Возможно, образ драконов, ставших героями легенды, вобрал в себя черты сразу нескольких змей: они охотились как кобра, выделяли столь же смертоносный яд, что и крайт, и имели впечатляющий размер, как у питона. Точно никто не знает.
Однако Хьюлихан, который обсуждал легенду с жителями Туянга, придерживается версии о питонах: «Это огромные рептилии, в пасти которых бесследно исчезали люди, - говорит он. - В сезон дождей, когда лес затоплен, гигантские питоны могут быть повсюду и вселить страх даже в самых храбрых и опытных старейшин. Потому эти истории и пересказываются до сих пор».
Теперь то место, где появились драконы, называют Телук Нага. Нага на языке даяков означает дракон. Как говорит Сури, житель Туянга, который рыбачит неподалеку от того места, следы деревни и даже инструменты из железного дерева, с которыми местные жители ходили на драконов, сохранились до сих пор. А остров, на котором жили страшные твари, раскололся надвое, когда прорытый жителями лаз затопило водой.
