ВВС: Минобороны РФ представило свое видение "солдата будущего"
Русская служба ВВС опубликовала материал, в котором излагается будущее российской армии с учетом современных технологий.
Как пишет издание, военные технологии будущего изменят не только вооружения, но и самого человека, считают российские военные. Технологии будут усиливать и расширять его способности, подключать солдата к общей коммуникационной системе боевой группы.
В военной технике, по их словам, в перспективе будет возрастать доля беспилотных систем, среди которых, в свою очередь, будет все больше морских, сухопутных и воздушных автономных аппаратов с ударными функциями и оснащенных ядерным оружием.
Правда, развитие российской армии по пути перехода на эти революционные системы они считают маловероятным - это слишком рискованный и дорогостоящий путь.
Вопросы строительства вооруженных сил рассматривались на серии конференций, который прошли в рамках форума "Армия-2015" на минувшей неделе.
На них также рассматривались потенциальные военные угрозы России. Согласно докладам, которые были прочитаны на этих конференциях, России угрожают скорее западные страны.
При этом характер угроз большинство докладчиков оценивало не как прямую военную агрессию, а как попытку вмешаться во внутренние дела, используя так называемые технологии "цветных революций", "мягкую силу", организуя так называемые "гибридные войны".
Россия, как говорилось на конференции, должна стараться ответить на такие угрозы. Однако, как говорилось на форуме, эти идеи не означают, что Россия не должна создавать армию, которая будет использовать все современные военные технологии. Обзору последних тенденций в области военных технологий были посвящены доклады на конференции "Армия будущего - взгляд за горизонт".
Подключение к сети
Новое поколение военных технологий будет внедряться в середине XXI века, заявил в своем докладе глава 46-го ЦНИИ министерства обороны Василий Буренок.
Институт, который он возглавляет, является главным научным центром минобороны, который изучает и "обосновывает", как сказано на сайте министерства, перспективы развития системы вооружений. Эта организация разрабатывает, например, госпрограммы вооружений.
Буренок назвал разрабатываемые военные технологии "конвергентными". Этот термин в настоящее время используют для описания технологий, объединяющих разработки в области когнитивных, биологических, информационных и нанотехнологий. По словам главы ЦНИИ №46, они позволят в будущем буквально подключать человеческое тело к информационной сети.
"Любое физическое изменение сознания, тела вплоть до квантовых изменений, это сигнал, который можно передать во всемирную сеть и любым способом зашифровать. Этот сигнал может запускать любые другие сигналы в любой точке планеты. Наступает эра тотальной межсвязности", - сказал он, добавив, что практический смысл такой технологии может быть, например в области материально-технического обеспечения, когда потребности солдата будут известны на всех уровнях.
Другие технологии позволят усиливать органы чувств солдат - зрение, слух. Новые устройства, по его словам, способны наделять солдата большей силой - Буренок привел в пример уже существующие экзоскелеты.
Наконец, как считает Буренок, в будущем может появиться технология, которая позволит объединить интеллектуальные возможности нескольких людей в один "супермозг".
"Эксперты смогут определенным образом на нейроуровне быть объединены в суперколлектив, супермозг, способный принимать решения в неочевидных и сложных случаях", - сказал он.
Роботы с ядерным оружием
Другой доклад был посвящен перспективным системам вооружений. Его сделал глава еще одного крупного института - Научного центра проблем военного строительства генерального штаба Алексей Бытьев.
Главным отличием военной техники следующего поколения, по его словам, станет все большее использование беспилотных систем. Причем, как отметил Бытьев, уровень интеллекта этих систем будет постоянно повышаться. Прежде всего, речь идет о воздушных беспилотниках.
"Нас ждет увеличение интеллекта и функций беспилотных летательных аппаратов, наделение БЛА полного набора функций, присущих пилотируемой авиации. Это ведение воздушных и противовоздушных боев, задачи ПВО и ПРО, задачи несения стратегического оружия, в том числе и ядерного. Все это ждет нас в ближайшие 10 или 15 лет", - сказал он, добавив, что широкое развитие получат миниатюрные дроны, которые будут заниматься разведкой и даже обладать ударными функциями.
Бытьев сказал, что боевые пилотируемые самолеты также будут совершенствоваться, и уже идут работы по созданию истребителей шестого поколения.
"На суше нас ждет появление высокоинтеллектуальных и дальнобойных средств борьбы с противником, способных самостоятельно находить и уничтожать цели, поражая критические точки воздействия на противника. Например, противотанковые средства с дальностью 500 и более километров", - сказал он.
На море могут появиться мини-авианосцы - носители небольших беспилотных аппаратов.
"Ожидается скачок в развитии необитаемых подводных аппаратов. Будут наблюдаться такие тенденции, как повышение интеллектуальных способностей необитаемых подводных аппаратов, появление малогабаритных ядерных энергетических установок и оснащение необитаемых подводных аппаратов ядерным оружием", - сказал он.
Три стратегии минобороны
Говоря о перспективных военных технологиях, сотрудники научных центров имели в виду не только те, которые создаются в России, но также и разработки иностранных государств.
О возможностях воплощения в России тех или иных научно-исследовательских концепций в своем докладе рассказал замначальника 46-го ЦНИИ министерства обороны по научной работе Олег Ачасов. По его словам, всего в минобороны рассматривают три стратегии разработки и производства вооружений.
Первую из них он назвал "традиционной". Она предусматривает широкомасштабное производство и вооружение армии образцами техники, которые уже созданы и находятся в производстве, а также новыми системами, созданными в рамках уже существующей логики, и с использованием изученных научных принципов.
Вторая - "разработка и поставка в войска вооружений и военной техники нового поколения, основанной на инновационных технологических и технических решениях". В рамках этой стратегии также предполагается создать большой научно-технический задел во всех областях военных технологий.
Кроме того, предполагается сократить число различных типов вооружений и техники, при этом улучшив их тактико-технические характеристики.
Эта стратегия, хотя и названа "инновационной", но не предполагает фундаментальных, революционных изменений в технологиях, в отличие от третьей, которую Ачасов назвал "прорывной".
Она предусматривает разработку техники и оружия, основанных на "достижениях в области нанотехнологий, синтетической биологии, геофизики, биосимптоматики и других, приводящих к кардинальному изменению принципа построения, комплектования и боевого применения вооруженных сил", рассказал он.
Плюсы и минусы
По словам Ачасова, каждая из трех стратегий обладает недостатками и достоинствами.
Первая стратегия, при всей простоте задач обладает существенным недостатком - в результате армия будет менее боеспособна по сравнению с противником, который уже перешел на вооружения нового поколения. Однако большим плюсом такой стратегии является практически полное отсутствие рисков, поскольку она основана на испытанных и проверенных технологических решениях.
Россия, как рассказал Ачасов, не будет придерживаться такой стратегии, поскольку в перспективе это снизит боеспособность ее вооруженных сил.
Инновационная стратегия предусматривает развитие стратегических сил сдерживания, а также сил общего назначения и специальных. При этом развитие будет включать широкое применение роботехнических средств (до 20 процентов), оружия, основанного на новых физических принципах и так далее.
Такая стратегия позволит армии получить принципиально новое оружие, но при этом возрастают и риски, связанные с тем, что многие технологии не были испытаны на практике.
Прорывная стратегия ориентируется на создание принципиально новых вооружений и военной техники, основанных на новейших технологиях. При этом не исключается и вовсе отказ от одного или нескольких видов вооруженных сил.
В рамках этой стратегии ресурсы страны будут сконцентрированы на нетрадиционных и ассиметричных направлениях в одной или нескольких областях, что позволит, по мнению военных, обеспечить превосходство над технологически более развитым противником.
Однако она является самой рискованной и, несмотря на потенциальную выгоду, министерство обороны все-таки считает более целесообразным придерживаться второй, инновационной стратегии.
Ачасов, правда, не сказал, означает ли это отказ от разработки "конвергентных" технологий, создания искусственного интеллекта и оснащения беспилотных систем ядерным оружием.