Их обвиняют в незаконном владении оружием и взрывчаткой, в подготовке убийств и других действиях, наносящих ущерб интересам Испании за рубежом, а также в терроризме и преступлениях, «нарушающих мирный характер и независимость испанского государства».
«Восемь комбатантов были арестованы после того, как они вернулись с Украины, где принимали участие в вооруженном конфликте в Донбассе. Они обвиняются в совершении различных преступлений», — сообщают в министерстве внутренних дел Испании. Испанцы были арестованы в Каталонии, Мадриде, Астурии, Эстремадуре, Мурсии и Наварре.
«Задержанные могут быть признаны участниками, организаторами действий, которые представляют собой состав преступлений, нарушающих мирный характер и независимость испанского государства», — заявил адвокат Игнасио де Луис, которого цитирует МИА «Россия сегодня».
По словам юриста, задержанные нарушили нейтральный статус Мадрида в этом конфликте: «Это может быть расценено как уголовное преступление, также их действия могут попасть под особый состав преступлений — убийства, причинение вреда здоровью, терроризм. Это уже будет устанавливаться в частном порядке».
Вспомнили Франко
Информационные агентства Испании ссылаются на источник в местных правоохранительных органах, который описывает арестованных как придерживающихся ультралевых взглядов и вставших на сторону пророссийских сепаратистов. Их арест санкционировал Национальный верховным суд в Мадриде. Полицейская операция по аресту участников войны на Украине продолжается.
Испанские СМИ уточняют, что левые добровольцы вдохновлялись действиями интернациональных бригад, боровшихся во время гражданской войны в самой Испании против генерала Франко. В августе антифашисты публиковали в социальных сетях фотографии оружия и обещали воевать «против раковой опухоли фашизма».
По данным Life News, они сражались в составе батальона «Восток» Александра Ходаковского, бывшего командира спецподразделения «Альфа» управления СБУ Донецкой области. Ходаковский известен конфликтом с бывшим министром обороны ДНР Игорем Стрелковым и провальной операцией майского штурма донецкого аэропорта.
Трое из задержанных служили в испанской армии, и все мужчины в возрасте от 20 до 30 лет были коммунистами. Предположительно, установлена личность двоих испанцев: 27-летнего Рафаэля Муньес Переза и 22-летнего Анхеля Давила-Риваса.
Мнение Черного Ленина
«Западная Европа поддерживает действия фашистcко-украинской хунты в Донбассе, поскольку Запад профинансировал евронацистcкий путч в феврале в Киеве, в результате чего к власти пришли наиболее реакционные террористические фашистские силы крупного капитала», — объяснил типичную мотивацию ультралевых член организации «Другая Россия» Айо Бенеса. Темнокожий гражданин Латвии, сын русской матери и отца из Уганды, воюет на стороне ДНР и за схожесть с риторикой революционного вождя получил прозвище Черный Ленин.
В Латвии его преследуют по обвинениям в призывах к свержению государственного строя.
«Запад издавна, со времен Бисмарка, Вильгельма Второго и Гитлера, пытался оторвать Украину от России и превратить в хлебную житницу Европы, чтобы украинские трудящиеся за гроши работали на полях, чтобы полностью там была бы ликвидирована промышленность.
Это был план Маршалла, но Сталин от него оказался. Также на Украине хотят разместить базы НАТО для геополитического давления на Россию. Еще Запад хочет наложить руки на запасы сланца и угля, для этого хунта хочет оккупировать независимые государства Новороссии. На стороне ДНР и ЛНР воюет около 50 граждан Латвии, мы называем себя латышскими стрелками, хотим освободить землю от фашистских захватчиков, так же как латышские стрелки помогали Владимиру Ильичу Ленину защитить идеалы революции», — продолжает Бенес.
По его словам, «другороссы» набирают активистов в интербригады через интернет. Дальше договариваются с руководством ДНР и ЛНР и направляют их в развед-, артиллерийские и мотострелковые бригады. Бенес надеется в случае победы возродить социализм в Прибалтике и России, вспоминая слова Владимира Путина о распаде Союза «как величайшей геополитической катастрофе ХХ века». 3 тыс. добровольцев из России, 1,5 тыс. из других стран.
Владислав Бриг, глава отдела международной информслужбы политотдела министерства обороны ДНР, подсчитал количество иностранных добровольцев в республиках.
«Испанцев человек 20, это антифашисты. Еще человек 15 французов, десяток немцев, поляков двое-трое. В основном все левые, коммунисты и антифашисты. Правые националисты — русские и сербские четники, — указал Бриг в разговоре с «Газетой.Ru». — Жители Евросоюза, которые воюют на нашей стороне, у них у всех будут проблемы. У нас есть журналист поляк, который работает на наше агентство «Новороссию тудей», к нему уже были вопросы у польской прокуратуры, про него говорили даже на заседании Ссейма как про врага национальных интересов Польши. Там все очень предвзяты».
Самопровозглашенные республики готовы помочь всем иностранным добровольцам, предоставить им гражданство и убежище, если у них будут проблемы на родине, обещает Бриг.
Полевой командир ополченцев Олег Мельников добавил, что на стороне республик воюют много греков, сербов, есть и французы, американцы, турки, сирийцы.
«География обширная, добровольцев порядка 1,5 тыс. из других стран кроме России, сербов порядка 300 человек. Из России порядка 3 тыс. сейчас находится. В одном окопе могут сидеть националисты вместе с дагестанцами, от ультраправых до ультралевых, анархисты, антифашисты. На блокпосте я встречал имперский флаг, коммунистический, российский флаг и флаг анархистов. Там нет какой-то одной идеологии, чувствуют себя все хорошо, и никто ни по каким взглядам не ущемляет. Это совершенно разные люди, но все из тех мечтателей, что в свое время провели революцию на Кубе. В основном добровольцы необстрелянные, обычные люди, которые смотря интернет и телевизор, не смогли сидеть дома», — рассказал Мельников.
«Полевым командирам придется скверно»
Добровольца, воевавшего против Киева, привлекали к суду в Польше, аналогичный случай уже был в Казахстане. 15 декабря суд в Астане приговорил казахстанца Евгения Вдовенко к пяти годам заключения в колонии строгого режима за участие в вооруженном конфликте на Украине на стороне ЛНР.
«В Белоруссии обещали всяческие санкции, но никто из добровольцев с обеих сторон не преследуется, а таких людей очень много, — говорит командир Мельников. — Все мои друзья, в том числе добровольцы из Штатов, не имели никаких проблем».
Профессор МГИМО Валерий Соловей полагает, что подобное испанскому преследование добровольцев-интернационалистов ДНР и ЛНР начнется по всему западному миру.
«Особенно скверно придется людям, идентифицированным в качестве полевых командиров. В случае задержания на Западе им светит уголовное преследование по целому букету тяжелых уголовных статей», — говорит Соловей.
Один из околокремлевских собеседников «Газеты.Ru» сказал, что в России пока никак системно не защищают добровольцев из других стран. По его словам, в ближайшее время появится специальный фонд, который займется в том числе и этой проблемой. Впрочем, непонятно, какой реальный инструментарий будет у этого фонда для обхода иностранного законодательства.
Пока в Европе и других регионах начинают преследовать бойцов из ДНР и ЛНР, в России заводят уголовные дела по статье «наемничество» на граждан, воевавших на стороне сил антитеррористической операции. 7 октября официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил об уголовном дела против националиста Романа Железнова, вступившего в батальон национальной гвардии Украины «Азов». На россиян, воюющих в рядах ДНР и ЛНР, СК уголовные дела не открывает, считая их всех добровольцами.
Балканский и сирийский опыт
Участие российских добровольцев в военных конфликтах было характерно и в прежние годы. Во время войны в Югославии в 1990-е годы на стороне сербов воевали десятки россиян.
«Разные люди были, и казаки с юга России встречались, и участники «баркашовского» РНЕ, хоть и в небольших количествах. Попадались и профессионалы, выходцы из России, в основном были «афганцы», с боевым опытом. Они-то и ценились особенно. Это были настоящие mercenaries, которые понимали что к чему», — рассказывает «Газете.Ru» один из участников войны, сегодня предприниматель.
Хотя само по себе добровольное участие в вооруженных конфликтах в мире обычно не преследуется, многие участники боевых действий с обеих сторон могут быть осуждены за наемничество. Однако это трудно доказать, если участники конфликтов не получали за свои действия денежных средств.
Вспоминая ситуацию с балканскими войнами, профессор Соловей говорит, что тогда часть добровольческих командиров и идеологов попала под суды, включая Гаагский, многие бежали в Латинскую Америку, Азию и даже в Африку.
Участие граждан ЕС в военном конфликте на Украине пока не столь массово, как, например, в Сирии. Правительство Великобритании заявило, что будет лишать людей, сражающихся на стороне джихадистов, британского гражданства, под эти меры уже попали несколько десятков жителей Соединенного Королевства. Его законы дают такую возможность, если есть подозрения, что его обладатель может нанести вред стране. О возможном принятии аналогичных норм говорят и в других европейских странах.
Спорным в плане этики и геополитических интересов остается вопрос, что же такое нанесение «вреда стране» при участии в конфликте, часто вменяемое добровольцам и наемникам.
Обозреватель британской газеты The Guardian Джордж Монбиот в своей колонке отметил, что британские граждане, сражающиеся в Сирии, борются с силами, которые олицетворяют «насилие и убийства». Он привел пример одного из джихадистов британского происхождения, который погиб, направив на ворота тюрьмы в Сирии машину с взрывчаткой для освобождения заключенных. «Да, он действовал в интересах «Аль-Нусры» — организации, которую британское правительство приравнивает «Аль-Каиде». Но разве освобождение заключенных сирийского режима — это плохо?»