С неожиданной инициативой выступили столичные диггеры — на месте заброшенных подземных объектов активисты предложили строить парковки для автомобилей. Исследователи подземелий считают, что организация стоянок на пустующих территориях под городом может существенно разгрузить центр Москвы.
Диггеры провели настоящую экскурсию по столичным подземельям. На севере Москвы располагаются бетонные шахты с пустыми глазницами окон, уходят на метры вниз. Там в темноте скрываются огромные пустующие пространства — давно заброшенные, но все равно обитаемые. Бесплатный ночлег и место для обеда здесь нашли бездомные.
Руководитель отряда и основатель всего движения диггеров в России Вадим Михайлов свободно ориентируется в лабиринте подземных шахт, которые уходят на несколько этажей вглубь. Несмотря на всю опасность, Вадим предлагает городским властям довольно смелое решение — два с половиной гектара бывших заводских цехов превратить в подземные паркинги.
"Ну, если так прикинуть, можно больше сотни автомобилей поставить, — рассуждает руководитель отряда «Диггерспас» Вадим Михайлов. — Там есть такие овальные озера изогнутой формы — можно сделать пандусы. Вот они — московские контрасты: наверху над пустующим пространством располагаются дворы, сплошь забитые машинами, шумные улицы и насыщенный трафик. Из потока автомобилей водители выныривают с большим трудом".
"Я из-за этого в центр не езжу, - признается рядовой водитель Тимур Балиев. - Вот здесь, в Рязанском районе, невозможно остановиться. В метро хочешь, приехал, остановился - 3 тысячи рублей штраф...".
Заброшенных подземелий в Москве около сотни, уверяют диггеры. Точной карты пока нет, но известно, что около Красной Пресни пустует почти три тысячи квадратных метров. Есть свободная территория и на пересечении Новоспасского шоссе и проспекта академика Сахарова - с ее помощью там удалось бы разгрузить сложный транспортный узел.
А врачи и пациенты Боткинской больницы могли бы оставлять свой транспорт на подземном паркинге на месте заводских цехов. Электронные коды доступа, ярусы в несколько уровней и умная автоматика могли бы значительно облегчить жизнь сотрудникам и посетителям госпиталя. Однако себестоимость одного такого парковочного места при строительстве составит порядка миллиона рублей, и желающих вложиться в проект пока нет.
С большим сомнением инициативу диггеров восприняли и столичные власти. Во-первых, пустующие по факту площади по бумагам заняты. Для строительства подземного паркинга придется переоформлять и саму землю, а это - дополнительные траты. Во-вторых, никто, кроме диггеров, подземелья толком не обследовал и экспертиз не проводил - в каком состоянии там фундаменты и конструкции, неизвестно. И, в-третьих, строить парковки внутри Третьего кольца чиновники больше не планируют.
В итоге, если в центре столицы и появятся новые парковки, то лишь точечно, по письменным обращениям жителей. Вот только о пустотах под землей многие москвичи даже не догадываются, а значит, заброшенные цеха и шахты так и останутся пустовать без дела.
К слову, уходящая в седую древность история гигантской сети московских подземелий — это не только одна из самых темных, но и одна из самых тщательно оберегаемых тайн России. Подземные катакомбы города начали строить чуть ли не с самого его основания. Однако создание значительных лабиринтов и тоннелей принято относить к XV веку, эпохе правления Ивана Грозного. Вадим Михайлов рассказывает, что правитель "изрыл всю Россию вдоль и поперек". Была образована целая сеть подземных ходов, соединяющих удельные княжества, своеобразное государство в государстве, скрывающее в своих недрах множество загадочных историй и неизвестных фактов. Это тот самый таинственный Китеж-град, в котором наверняка почили те, кто жил в подземных тоннелях. Более того, в нем могут быть скрыты многие клады наших предков.
Особый интерес составляют так называемые "станции-призраки". Своды красивейшего в мире метрополитена таят под собой четыре закрытые станции: "Советскую" на Замоскворецкой линии, "Первомайскую" на Арбатско-Покровской, "Калужскую" в здании депо на Калужско-Рижской и "Волоколамскую" на Таганско-Краснопресненской ветке. Все они строились в разное время, и залы некоторых из них сейчас находятся в эксплуатации, хотя нога пассажира и не ступает там.