Ядерный удар по Украине: четыре версии «бреда» Гелетея
В воскресенье, 20 сентября, всю Украину, Россию и интересующийся мир всколыхнула информация журналиста Романа Бочкала о том, что министр обороны Украины Валерий Гелетей заявил о применении войсками РФ тактического ядерного оружия против украинских солдат в Луганском аэропорту.
Что стоит за этими обвинениями министра обороны Украины, и какие последствия будет иметь, сказанная им шокирующая информация – вот главные вопросы, ответы на которые пытаются дать эксперты, аналитик и журналисты.
Версия первая: ядерный удар был
Российские военные действительно обстреляли позиции украинцев ядерными снарядами при помощи самоходного миномета «Тюльпан». Эта версия самая неправдоподобная.
Во-первых, до сих пор нет неопровержимых доказательств того, что российские войска вообще присутствуют на Донбассе. Во-вторых, даже если они есть, то учитывая, что власти РФ это тщательно скрывают - они уж точно не дадут санкцию на применение тактического ядерного оружия, а без санкции высшего руководства страны использовать снаряды типа 3ВБ4 и 3ВБ11 никто в здравом уме не решится.
И уж конечно Россия, ни при каких условиях бы не передала такое вооружение ополченцам ЛНР. Наконец, любой человек, даже имеющий самые поверхностные представления о физике понимает, что взрыв ядерного заряда в 2 килотонны (степень ядерного заряда снарядов 3ВБ4 и 3ВБ11) не мог пройти незамеченным. Подобный взрыв обязательно бы сопровождался такими явлениями как тепловое излучение, проникающая радиация, ударная волна, которые просто невозможно было бы не заметить. К примеру, повышение уровня радиации мог зафиксировать любой счетчик Гейгера.
Даже соратник Гелетея по АТО, советник другого министра Арсена Авакова Антон Геращенко написал в социальной сети следующее: «После применения тактического ядерного оружия против наших ребят окопавшихся в Луганском аэропорту, выходить оттуда было бы некому. Взрыв ядерного боеприпаса мощностью в 2 Килотонны уничтожил бы все живое в радиусе от 500 до 1000 метров и выбил бы стекла в домах в Луганске в радиусе 5-10 километров».
Наконец в министерстве обороны Украины заявили, что у них нет доказательств, что по аэропорту был нанесен ядерный удар.
Версия вторая: большая политика
Высказывания министра и «утечка» информации имели далеко идущие последствия. Дело в том, что тактическое ядерное оружие(ТЯО) это очень важный фактор в сегодняшних геополитических реалиях.
В ТЯО в отличие от стратегического ядерного оружия, тротиловый эквивалент боезарядов обычно не превышает нескольких килотонн, а часто бывает меньше одной килотонны. Они предназначены для поражения крупных целей и скоплений сил противника на фронте и в ближайших тылах.
Генерал-майор в отставке Владимир Белоус в своей статье еще в 2000 году писал: «Тактическое ядерное оружие (ТЯО) в силу особенностей геостратегического положения России имеет для нее гораздо большее военно-политическое значение, чем для США. По мере снижения уровня военной конфронтации между Россией и США, постепенного перехода к партнерским отношениям, роль «центрального противостояния» хотя и сохраняется, но его значение заметно снизилось. В то же время, возросла угроза развязывания региональных конфликтов, распространения оружия массового поражения и ракетных технологий, что особенно чувствительно для России и ее союзников, где в близи южных, западных и дальневосточных границ СНГ образовался пояс нестабильных, а порой и недружественных государств, а также стран - подпольных соискателей оружия массового поражения.
Кроме того, не следует полностью исключать возможность военного конфликта в Европе, в который может быть втянута Россия. Следует признать, что НАТО, несмотря на провозглашенное «Партнерство во имя мира», не исключает возможности возникновения военных конфликтов с Россией», - писал он.
Ряд российских военных экспертов и сегодня считают само наличие у России внушительного арсенала ТЯО очевидным сдерживающим фактором, как для военной группировки Запада, так и Китая. Наряду с российскими стратегическими ядерными силами, именно ТЯО не позволяет западным военным стратегам питать иллюзии относительно возможности скоротечной «бесконтактной» победы в пока еще умозрительном военном конфликте с Россией.
В этой ситуации понятно, почему ТЯО является «яблоком раздора» между РФ и США. Россия требует от США, чтобы те выполнили Договор о нераспространении ядерного оружия и вывели свои ТЯО из пяти безъядерных государств – Бельгии, Нидерландов, Германии, Италии и Турции. В свою очередь Вашингтон требует от Москвы, чтобы Россия значительно сократила своей арсенал ТЯО, так как страна взяла данное одностороннее обязательство в начале 90-х. В свете этих геополитических игр американцам на руку любые слухи о применение россиянами ТЯО, чтобы обосновать необходимость нахождения их собственного ядерного оружия в неядерных странах и заодно напугать и граждан европейских стран НАТО, мол, от Путина всего можно ожидать. Заметим, что министерство обороны Украины не опровергло факт ядерного удара, а заявило, что не имеет доказательств, что он был.
Версия третья: «сюрприз» для Донбасса
В случае возобновления боевых действий, Украина сама намерена применить ТЯО против ополченцев, а потом обвинить в этом Россию. Это звучит как бред? Да, действительно, эта версия очень и очень маловероятна и скорее находится в области конспирологии…
Но между тем в СМИ то и дело появляется информация, что возможно некоторое количество средств ТЯО в Украине осталось. Так в 2008 году народный депутат - коммунист Леонид Грач отправил обращение президенту Виктору Ющенко, где просил президента дать разъяснения по поводу того, что все больше появляется информации о том, что в 1995 году не все ядерное оружие было вывезено с территории Украины. В частности нардеп ссылался на заявление редактора украинской редакции сайта Форум.мск. Владимира Филина (генерал-майора ГУР МО Украины), в котором говорилось о том, что военные и сотрудники СБУ утаили ракетно-ядерное оружие в нарушение Будапештского протокола от 1995 года.
А вот интереснейшая выдержка из статьи информационно-аналитического еженедельника «2000» «Ядерный щит» для Украины: необходимость или политический блеф?» за 14.04.2000 г. Автор ее ныне всем известный Дмитрий Тымчук: «На территории Украины к 1991 году находилось 14 процентов всех тактических ядерных ракет Советского Союза. К маю 1992 года в Россию было вывезено 3905 ракет — практически все. Лишение ядерных сил украинской части Черноморского флота окружение Леонида Кравчука объясняло следующим образом. Якобы это было вызвано заявлениями России, что украинский флот является «стратегическим», поскольку имеет ядерное оружие.
Чтобы избежать таких «обвинений», Украина и поспешила лишить флот ядерных боеприпасов. Как «исчезли» крылатые ракеты типа «воздух-земля», на которых многие военные эксперты предлагали строить территориальную оборону, остается тайной. К этому стоит вспомнить факт, приводимый в исследовании «Национальная безопасность Украины» Тарасом Кузьо, изданном в 1994 году. В феврале 1992 Ян Парись, первый гражданский министр обороны Польши, сразу после своей отставки сделал следующее заявление. По его словам, президент Лех Валенса поручил ему подписать секретный приказ о приобретении у Украины пяти тактических ядерных ракет за миллион долларов… Но нелегко и оспаривать, что налицо факт, вновь подтверждающий — лишение Украины тактического ядерного оружия произошло слишком быстро и спонтанно, чтобы быть результатом глубокого военно-политического анализа».
Проще говоря, в начале 90-х годов и в Украине и России был такой «бардак» и оголтелая коррупция, что могло произойти, все что угодно. И в этой неразберихе могли некоторые средства ТЯО и припрятать.
Версия четвертая: один не так сказал, другой не так услышал
Министр Гелетей что-то сказал о ядерном ударе, но это не было рассчитано на придание гласности. А журналист Романа Бочкала возможно этого не понял и опубликовал информацию в социально сети. Это выглядит самой вероятной версией.
Вот что написал сам Валерий Галетей на своей странице в фейсбуке: «Мое недавнее заявление о возможном использовании российскими войсками ядерных боеприпасов против сил АТО, был связан с существующей в то время информации о том, что Россия завезла на территории Луганской области и использует против украинских военнослужащих самоходный миномет 2С4 «тюльпан»... Нам точно известно, что во время штурма аэропорта Луганска русскими войсками, в том числе применяется миномет 2С4 «тюльпан»… Про это в частности могут свидетельствовать значительные разрушения и ущерб, который был нанесен зданию и инфраструктуре аэропорта?
Еще раз акцентирую, что проверить использование ядерных или других неизвестных нам боеприпасов объемного действия могут только соответствующие специалисты, на вооружении которых есть специальное оборудование, которое кроме того позволяет проверить радиационный фон местности. К сожалению, сейчас мы не можем сделать это, потому что Луганский аэропорт в настоящее время под контролем террористов и российских военнослужащих».
Похоже, господин министр просто «выкручивается». Для того, чтобы проверить радиационный фон достаточно иметь счетчик Гейгера который купить не проблема, супер оборудование тут не нужно, кроме того в Луганска есть наблюдатели ОБСЕ у которых скорей всего есть чем измерить уровень радиации.
Сейчас вообще тенденция идет к тому, что украинские военные и политики пытаются объяснить свои провалы в войне масштабным российским вмешательством, супер-оружием которое есть у ополченцев. В свете этого министр вполне мог рассказать «байку» не рассчитывая, что она получит огласку, а вышло все по-другому. Или может Гелетей действительно предположил, что могло быть применено ядерное оружие, а господин Бочкала его не понял. Хотя это тоже версии.
Владислав Шишковский