Сергей Лавров: В Латвии, Эстонии и Украине мы видим открытые проявления неонацизма
Во вторник, 18 ноября, глава МИД России Сергей Лавров в Минске выступил на совместном заседании коллегий МИД России и МИД Белоруссии.
"Очередное совместное заседание коллегий МИД России и Республики Беларусь проходит на гостеприимной минской земле в год, когда отмечается пятнадцатилетие создания Союзного государства. За это время наши страны стали локомотивом интеграции на постсоветском пространстве, которая с созданием Евразийского экономического союза выходит на качественно новую высоту.
Ситуация в международных отношениях в последний период существенно осложнилась, это является прямым следствием накопившихся со времен окончания «холодной войны» серьезных системных проблем, которые связаны в первую очередь с нежеланием западных государств строить пространство равной и неделимой безопасности, их курсом на ползучее расширение на Восток контролируемого Западом геополитического пространства. Кульминацией этого негативного развития событий стал кризис на Украине. Вследствие вооруженного антиконституционного переворота, захвата власти незаконным путем эта страна оказалась на грани раскола и была ввергнута в братоубийственную войну.
Призываем незамедлительно приступить к всеобъемлющему внутриукраинскому диалогу с участием всех регионов и политических сил этой страны в соответствии с Женевским заявлением от 17 апреля с.г. и минскими договоренностями от 5 сентября. К сожалению, вместо налаживания устойчивых контактов и конструктивного диалога с теми, кто не принимают результаты вооруженного переворота, Киев взял курс на социально-экономическое «удушение» Юго-Востока и грозит возобновлением попыток силового решения конфликта. Надеюсь, наши западные коллеги, которые обладают рычагами влияния на киевские власти, прекрасно понимают опасность такого развития событий и примут необходимые меры, чтобы не допустить такого сценария.
Другая тревожная тенденция – возрастающая угроза экстремизма и терроризма на Ближнем Востоке и в Северной Африке, сложившаяся в результате авантюрной политики внешних держав, которые предпринимали действия по смене неугодных режимов, в том числе силовым путем. К сожалению, США и их союзники, судя по всему, не извлекли необходимых уроков из этих трагических событий и намерены продолжать практику «экспорта демократии», навязывания другим народам, в том числе с применением силовых методов, собственных рецептов преобразований.
Это лишь некоторые проблемы, с которыми сталкивается международное сообщество, но всем понятно, что в этих условиях четкая внешнеполитическая координация наших действий в рамках Союзного государства как никогда актуальна.
На повестке дня сегодняшнего заседания важный вопрос. Прежде всего предстоит обсудить продвижение совместных инициатив, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Прививка от вируса нацизма, сделанная на Нюрнбергском трибунале, в некоторых странах Европы ослабла. Наглядные примеры – открытые проявления неонацизма, в том числе в соседних странах – Латвии и Эстонии, на Украине. В этом контексте наша совместная работа по сохранению исторической правды особенно востребована.
Рассчитываем на заинтересованный разговор по проблематике отношений наших государств с Евросоюзом и координации подходов в рамках ОБСЕ. Линия ЕС в связи с внутриукраинским кризисом означает использование двойных стандартов, попытки перекладывать ответственность за происходящее на других, применять методы санкционного давления. Все это серьезно подрывают доверие и стабильность на нашем континенте. Вместе с тем надеемся, что «точка невозврата» не пройдена. Рассматриваем и всегда рассматривали Евросоюз в качестве нашего крупного, важного торгово-экономического партнера, заинтересованы в поступательном развитии сотрудничества на равноправной и взаимовыгодной основе. Призываем Еврокомиссию и страны-члены ЕС приступить к предметной работе по формированию в перспективе единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана с опорой на принцип неделимости безопасности, включая скорейшее начало переговоров о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и ЕС.
Очевидно, что Брюссель будет пытаться и впредь продвигать свои приоритеты в рамках программы «Восточное партнерство», поставить фокусные государства перед искусственным выбором «либо с нами, либо против нас». В этой связи с нашей стороны необходимо продвигать инициативы, включая идею, о которой сказал В.В.Макей – концепцию «интеграции интеграций».
В нынешних непростых условиях в Евро-Атлантике возрастает значимость взаимодействия на площадке ОБСЕ, в том числе в контексте продолжающегося процесса «Хельсинки+40», его наполнения реальным содержанием. Мы против превращения Организации в инструмент «демократизаторской» политики на пространстве «к Востоку от Вены» и будем продолжать усилия по реформированию ОБСЕ, добиваться разработки устава, не допускать подрыва роли межправительственных директивных органов и правила консенсуса. Вполне востребованными остаются и совместные действия в пользу разработки единых стандартов наблюдения за выборами.
Исключительно важным представляется обмен мнениями по третьему пункту повестки дня, который посвящен согласованию подходов к процессу контроля над вооружениями на современном этапе. Сегодня речь идет о подрыве складывавшейся десятилетиями системы стратегической стабильности. США и их союзники существенно продвинулись в создании глобальной системы ПРО, прежде всего ее европейского компонента, которая наносит ущерб стратегическому паритету.
Не лучше складывается ситуация и в области контроля над обычными вооружениями в Европе. В документах НАТО мы не видим и намека на готовность членов альянса вести дело к разработке новой договоренности на основе обеспечения равной безопасности и баланса интересов. Вместо этого нас вновь призывают вернуться к выполнению т.н. ДОВСЕ, который уже давно почил в бозе и реанимации не подлежит.
Констатируем совпадение оценок наших стран относительно принятых на саммите Североатлантического альянса в Уэльсе решений о наращивании военного присутствия и инфраструктуры на т.н. «восточном фланге» и активизации военно-тренировочной деятельности вблизи наших границ, а также о политике, проводимой НАТО на современном этапе, в том числе вопреки обязательствам, заключенным в Основополагающем акте Россия-НАТО от 1997 года. Полагаем важным продолжать координировать подходы к проблемам безопасности в Евро-Атлантике и будем с нашими белорусскими друзьями активно продвигать задачи, стоящие на этом направлении.
Одним из безусловных внешнеполитических приоритетов является защита прав и законных интересов соотечественников, проживающих за пределами России и Беларуси.
Россия имеет богатый опыт взаимодействия с Русским миром, сочетающий традиционные и новые подходы. Эта тема – в фокусе постоянного внимания Министерства иностранных дел, Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, Фонда защиты и поддержки прав соотечественников. Мы будем готовы продолжать наши совместные действия, в том числе по концептуальному оформлению этой работы и по решению практических проблем, с которыми сталкиваются граждане России и Беларуси за пределами наших государств", - приводит слова Лаврова пресс-служба МИД РФ.