Стала известна дата первого пилотируемого полета транспортного космического корабля
Один из руководителей всей космической программы РФ рассказал о перспективах управляемых полетов транспортных кораблей.
Большое интервью президента ОАО "Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" имени С.П.Королева Владимира Солнцева.
- Владимир Львович, какая ракета-носитель (РН) предполагается для первого испытательного полета нового пилотируемого корабля – модернизированная РН "Союз" или что-то иное?
- В соответствии с решением Роскосмоса, для первых беспилотных испытательных полетов пилотируемых транспортных кораблей нового поколения будет использоваться штатная ракета-носитель "Ангара-А5". Надо отметить, что при этом запуски могут осуществляться с вновь создаваемого стартового комплекса на космодроме Восточный. Использование для запусков нового корабля ракеты-носителя "Союз-2", эксплуатируемой в настоящее время, невозможно.
- Планируется ли применение разгонного блока ДМ на тяжелой "Ангаре"?
- Напомню, что разгонные блоки типа ДМ разработки РКК "Энергия" – одни из самых эффективных и надежных в мировой космонавтике. Более 40 лет они используются для выведения космических аппаратов на геостационарную и другие высокие околоземные орбиты. Сейчас мы много говорим об экологии, так вот эти разгонные блоки используют только экологически чистые компоненты топлива: жидкий кислород и керосин. Но на месте мы не стоим, поэтому и продолжаем работу по усовершенствованию наших разгонных блоков.
В настоящее время работаем над созданием следующего поколения разгонных блоков типа ДМ, которые должны запускаться совместно с ракетой-носителем "Ангара-А5" с космодрома Плесецк. Энергетические характеристики этого поколения разгонных блоков позволяют решать вопросы по выведению полезных нагрузок на заданные орбиты
- А каковы перспективы его дальнейшего использования?
- Федеральной космической программой предусматривается создание комплекса разгонного блока типа ДМ на космодроме Восточный для применения с совместно создаваемым там космическим ракетным комплексом "Амур" на основе ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5".
- На какой стадии находится разработка пилотируемого транспортного корабля нового поколения?
- В рамках контракта, заключенного с Роскосмосом, мы должны до конца 2015 года выпустить рабочую документацию на элементы пилотируемого транспортного корабля нового поколения, включая отдельные приборы и агрегаты. Кроме того, нам необходимо изготовить макеты, опытные изделия и установки, провести наземные автономные испытания изделий. Ну и, безусловно, нужно будет отработать основные технологические процессы изготовления корабля. Это те планы, которые поставлены перед РКК "Энергия". А план, как говорили в старые добрые времена, это – "священная корова".
- Когда будет возможен его первый полет в беспилотном варианте?
- В соответствии с установленными сроками, первый беспилотный испытательный полет корабля должен состояться в 2021 году с космодрома Восточный. - Как работает на орбите спутник дистанционного зондирования Земли, который специалисты РКК "Энергия" создали специально для иностранного заказчика? - Как работает? А как он может работать? Только на "5", потому что сделан в России, в РКК "Энергия".
Это - своего рода техзадание, заданное нам еще Сергеем Павловичем Королевым. Запущен он был 16 апреля 2014 года с Байконура. Потом в течение трех месяцев длилось его штатное довыведение на круговую рабочую орбиту с использованием бортовой электроракетной двигательной установки. Замечаний не было, все прошло штатно, как и должно быть.
Кстати, на этом этапе тестировались и бортовые системы, и оптико-электронная аппаратура. После выведения на круговую орбиту наши специалисты провели его летные испытания, которые успешно подтвердили все характеристики, указанные в техническом задании заказчика.
Сейчас начаты демонстрационные (сдаточные) испытания. Замечу, что управление и самим аппаратом, и наземными средствами космической системы уже сейчас выполняется специалистами заказчика. Ну, конечно, это происходит с участием наших представителей, т.к. одновременно происходит обучение иностранных специалистов.
- Когда планируете передать его заказчику?
- В наших планах до конца этого года полностью передать эту космическую систему (аппарат и наземный сегмент управления) в эксплуатацию.
- Какова степень готовности создаваемого РКК "Энергия" геостационарного спутника связи для иностранного заказчика?
- Сегодня ведутся работы по производству всех компонентов космического аппарата. Все идет по графику.
- Когда планируется его запуск?
- Запуск планируется в согласованные с заказчиком сроки.
- Остаются ли в силе сроки запуска первых модернизированных кораблей новых серий – "Прогресса МС" в ноябре 2015 года и "Союза МС" в 1-ом квартале 2016 года?
- Сроки запуска транспортного корабля "Прогресс МС" определены утвержденной программой. Первый запуск модернизированного корабля "Прогресс МС" состоится в октябре 2015 года. Что касается модернизированного корабля "Союз МС", то его первый запуск запланирован на март 2016 года.
- Как решается задача повторного (многократного) использования отдельных узлов, агрегатов, приборов на "Союзах"?
- Задача эта очень непростая, но очень важная и нужная. Ее решение дает возможность и сократить сроки изготовления кораблей, и сэкономить ресурсы. В период с 1985 по 1987 год РКК "Энергия" совместно с ЦНИИмаш проводили исследования по многократному применению материальной части, возвращаемой в составе спускаемых аппаратов кораблей типа "Союз". Была даже разработана соответствующая методология.
Эта работа была актуальна и для проекта "Многоразовая космическая система "Энергия-Буран", и для программы станции "Мир". По результатам этих исследований были предложены программы ресурсных испытаний узлов и агрегатов многократного применения, проведены все виды наземных испытаний, откорректирована конструкторская документация, сделаны заключения, подтверждающие возможность многократного применения материальной части, возвращаемой в составе спускаемого аппарата после завершения полета.
Само собой разумеется, что при повторном использовании узлов и агрегатов гарантировалось сохранение их качества, так как на кону стояла самая большая ценность - жизнь и здоровье космонавтов. В документах эскизного проекта на корабль "Союз ТМА", предназначенный для транспортного обслуживания Международной космической станции (МКС), был определен перечень узлов и агрегатов повторного использования. Сейчас в этом перечне обозначены 65 составных частей транспортного пилотируемого корабля, допущенных к повторному (многократному) применению. Среди них, например, например, кресла космонавтов и "черные ящики".
Но понятно, что повторное использование возможно лишь в случае, если не было нештатных нагрузок на эти приборы и конструкции, если они остались в работоспособном состоянии и если это экономически выгодно.
- Какие, по Вашему мнению, перспективы у программы "Морской старт"?
- Ракетно-космический комплекс "Морской старт" с технической точки зрения, несомненно, один из самых грандиозных проектов XX-го века, который не имеет аналогов в мировой практике. Комплекс интегрировал в себя лучшие для своего времени технологические решения ракетных и морских сегментов. Но с коммерческой точки зрения проект пока нельзя назвать успешным. Сейчас решается вопрос об его будущем, и я очень надеюсь, что решение, как этот проект сохранить, удастся найти.
- В проекте ФКП-2025 предусмотрено создание трансформируемого модуля. Каким его видят в РКК "Энергия", для чего он нужен?
- Дело в том, что конкурс на опытно-конструкторскую работу по трансформируемому модулю выиграл ЦНИИмаш. Поэтому работы по созданию такого модуля РКК "Энергия" пока проводит за счет собственных средств. Тем не менее мы считаем, что технологии трансформируемых обитаемых космических модулей, разработанные в РКК "Энергия", обладают целым рядом преимуществ.
Их использование даст возможность значительно увеличить полезный объем обитаемых космических модулей и существенно улучшить эргономику обитаемых отсеков. Кроме того, использование таких модулей даст возможность эффективно защититься от микрометеоритов и ионизирующего излучения.
В рамках ФКП-2025 предлагается создать трансформируемый модуль среднего типоразмера с внутренним объемом не менее 100 куб. метров, чтобы эксплуатировать в составе российской околоземной орбитальной космической станции. Именно прототип такого модуля сегодня разработан и изготавливается на нашем предприятии.
- Будет ли РКК "Энергия" вести разработку и создание модуля-стапеля, создание которого предусмотрено проектом ФКП-2025?
- Почему нет? Если нам будет выдано соответствующее техническое задание, мы готовы разработать, изготовить и интегрировать в состав орбитальной станции такой модуль.
- Когда можно ожидать возвращения в РКК "Энергия" многофункционального лабораторного модуля "Наука"? Какие предусматриваются в настоящее время сроки его запуска?
- Работы, проводимые с модулем "Наука" в Центре имени Хруничева, должны завершиться в феврале 2016 года – эта дата определена соответствующим графиком работ. После этого модуль будет отправлен на технический комплекс космодрома Байконур, где с ним еще будут проведены заводские контрольные испытания перед подготовкой к запуску.
- Какие предусматриваются в настоящее время сроки его запуска?
- Продолжительность заводских контрольных испытаний – три квартала. Поэтому, возможно, в 1-м квартале 2017 года запуск будет осуществлен.
- Какова доля заказов государственных ведомств России в общем объеме продукции РКК "Энергия"?
- Это достаточно большая доля - с 2010 года она составляет около 80% в общем объеме нашей продукции.
- До Вашего прихода в РКК "Энергия" предполагалось, что НПО "Энергомаш" перейдет в управление некоему двигательному холдингу. Не изменились ли эти планы?
- В настоящее время РКК "Энергия" продолжает выполнять функции управляющей компании по отношению к НПО "Энергомаш". С 2013 года деятельность этой компании стала прибыльной благодаря совместным усилиям менеджмента РКК "Энергии" и "Энергомаша". Значительно улучшились показатели эффективности и качества, снизились накладные расходы. Что касается продукции, выпускаемой "Энергомашем", то его двигатели проверены временем и востребованы и в России, и за рубежом. Предприятие участвует в целом ряде международных проектов. Не так давно 87% акций НПО "Энергомаш" передано в состав ОРКК, что, на мой взгляд, открывает перед "Энергомашем" еще более широкие перспективы развития.