Когда на прошлой неделе Шведская оборонная комиссия представила свой доклад "Оборонный потенциал", посвященный формированию военной обороны страны на период с 2021-го по 2025 год, то особое внимание к себе привлек "политический раскол": впервые эта комиссия, в состав которой входят важнейшие политики всех партий парламента страны, не смогла подписать межблоковое соглашение, об этом идет речь в статье Forsvarets Forum, переданной в переводе ИноТВ.
Четыре из восьми партий не стали его подписывать, поскольку правительство во главе с социал-демократами отказалось принять обязательства увеличить отчисления на оборону до 1,5% от ВВП в 2025 году, посчитав, что это слишком крупная сумма. И гораздо меньше внимания было уделено тому, что по поводу почти всех формулировок этого 355-страничного доклада шведские партии пришли к единому мнению. Практически все очень сильно "боятся России" и считают необходимым сформировать масштабный военный альянс, включающий более десятка западных стран, говорится в статье.
Оборонная комиссия указывает в своем докладе на ряд недостатков сегодняшней шведской обороны и "не исключает" вооруженного нападения на Швецию, поэтому, помимо укрепления собственной обороны, планирует расширять военное сотрудничество с другими странами. Комиссия также полагает, что военный потенциал России "в абсолютном выражении" в ближайшее десятилетие будет расти — однако на Западе, по мнению шведских экспертов, до сих пор не отреагировали на российский прогресс в этой сфере соответствующим увеличением военного потенциала, поясняет Forsvarets Forum.
"Швеция так сильно боится России, что хочет углубить военное сотрудничество с десятком стран, в том числе и с Норвегией", — говорится в статье. В качестве важнейшей платформы внешней политики и политики безопасности Швеции, согласно докладу, должен выступать Евросоюз. Но в то же время Швеции рекомендуется укреплять военное партнерство с НАТО, а также двустороннее сотрудничество в области обороны с рядом отдельных стран.
Как отмечается в докладе, ситуация в сфере политики безопасности и военно-стратегическая обстановка в последнее время "ухудшились" как для Швеции, так и для ближайших к ней стран, в том числе "в результате политического развития в России и роста российского военного потенциала".
"Сильный страх перед Россией" толкает Швецию к укреплению военного сотрудничества с другими странами, и особенно с Финляндией, которая традиционно занимает "особое положение", отмечается в статье. Финско-шведское военное сотрудничество охватывает все подразделения и сферы, где две страны могут вести совместную работу, включая логистику и материально-техническое снабжение.
Сейчас Оборонная комиссия посчитала, что пришла пора сделать следующий шаг: обе страны должны в мирное время "составлять план и отрабатывать действия на случай войны", поясняют авторы. "Поэтому Оборонная комиссия считает, что после создания расширенной армейской организации должна быть подготовлена бригада с ресурсами подкрепления, которая сможет действовать в Финляндии в случае кризиса, военной опасности или войны", — говорится в докладе.
"А еще шведы скрестили пальцы в надежде, что хотя бы их лучший друг Финляндия купит их истребители JASGripen, от которых Норвегия и Дания отказались еще десять лет назад", — сообщает ForsvaretsForum. Такая сделка принесет Швеции не только прибыль в десятки миллиардов крон, но и обеспечит много новых возможностей, например, в сфере подготовки летчиков. Однако важнее всего, что реализация этой сделки также скажется на "планировании интегрированных совместных действий в случае войны", говорится в статье.
Кроме того, Швеция также углубила за последние годы военное сотрудничество с Норвегией. При этом шведы стремятся укреплять взаимодействие как с армией, так и с ополчением Норвегии, и с частями ПВО. Поддержание связи с соседней Норвегией имеет "крайне важное значение для способности Швеции противостоять нападению", и не только: сотрудничество с Норвегией — необходимое условие, чтобы получить помощь от третьей стороны, поясняет автор.
В то время как Дания — это "не слишком активная сила" в области скандинавского военного сотрудничества. И хотя у нее ведется двусторонняя работа со Швецией в сфере флота и военно-воздушных сил, однако Оборонная комиссия считает, что обе страны должны делать вместе гораздо больше, и критикует недостаточную "боеготовность" в тех районах, где две страны расположены ближе всего друг к другу.
При этом единственные европейские партнеры, которые в относительно короткие сроки могут помочь Швеции значительными силами, — это Великобритания и Франция. Шведы сотрудничают с французами в рамках международных операций и в сфере разработки оборонной техники и боеприпасов. Стокгольм также высоко ценит деятельность Франции как члена НАТО в странах Балтии. В то время как с британцами они работают над созданием совместных "экспедиционных сил высокой мобильности".
Для шведов очень важно в этом участвовать, вне зависимости от того, как будут складываться отношения Лондона и ЕС в ближайшие годы, подчеркивается в статье. Германия и Польша расположены на южной стороне Балтийского моря, что важно со стратегической точки зрения — однако двустороннее сотрудничество Швеции с этими двумя странами не столь обширно, отмечает автор. Тем не менее за последние четыре года Швеция подписала соглашения о расширении участия в военных учениях как с немцами, так и с поляками. Кроме того, Германия стала близким партнером шведов по военному снабжению.
В свою очередь, Эстония, Латвия и Литва продолжают углублять сотрудничество со шведами в военной сфере, а также активно участвуют в совместных военных учениях, пишет ForsvaretsForum: "Швеция заинтересована в том, чтобы развивать сотрудничество с Финляндией и Прибалтикой в связи с гибридной угрозой". Оборонная комиссия также отмечает в своем докладе, что для политики безопасности важно, чтобы Швеция поддерживала и развивала сотрудничество со всеми тремя прибалтийскими странами. В частности, она особо подчеркивает важность военно-воздушных и военно-морских учений "на территории стран Балтии".
Вместе с тем шведы крайне заинтересованы в налаживании военного партнерства с Соединенными Штатами, говорится в статье. В течение нескольких десятилетий у Стокгольма сохранялись "двойственные" отношения с Вашингтоном. Однако Оборонная комиссия не сомневается в том, что теперь в интересах Швеции — "поддерживать и еще больше углублять двусторонние отношения с Соединенными Штатами", в том числе в области обороны.
В последние годы обе страны стремились развивать потенциал военного сотрудничества, уделяя особое внимание таким ключевым моментам, как совместные маневры, обучение и подготовка, материально-техническое обеспечение, исследования и совместная международная работа: "В области военного оборудования и технологий наше сотрудничество очень обширно и имеет большое значение для материально-технического обеспечения", — говорится в докладе.
И хотя США отказываются предоставлять двусторонние гарантии защиты европейским странам, не являющимся членами НАТО, в то же время Оборонная комиссия Швеции подчеркивает, что обе страны "заинтересованы" в том, чтобы подготовиться к возможному сотрудничеству "в случае кризисной ситуации". В этой связи США и Швеция уделяют особое внимание "функциональной совместимости", то есть планируют разработать единые стандарты и технологии, благодаря которым проще будет действовать сообща в случае "экстренного военного кризиса", поясняет автор.
Кроме того, Швеция ищет способы "обеспечить свою безопасность по всему западному миру", отмечается в статье: "Она организует политические беседы, обучает персонал и проводит учения вместе с НАТО". При этом центральную роль для развития подобного сотрудничества (а тем самым — и для обеспечения военной безопасности) с НАТО, ЕС, ООН и ОБСЕ должна играть инициатива под аббревиатурой PARP, или Процесс планирования и анализа по программе "Партнерство ради мира", подчеркивает шведская Оборонная комиссия.
Ранее стало известно, что Трамп заманил Словакию в украинскую ловушку, обрекая на военное присутствие.
Напомним, российские военные растерли в порошок атаку террористов на авиабазу Хмеймим.