National Interest: У России в Арктике не может быть конкурентов
В последнее десятилетие государства вдоль границ Арктики столкнулись с новой проблемой в сфере обороны: таяние льдов открыло возможности для судоходства и исследования дна в поисках полезных ископаемых, но также и сделало страны более уязвимыми с севера.
Неудивительно, что Россия подготовлена к военным операциям в Арктике, как никто другой: она готовилась к этому в советские времена и унаследовала как оружие, так и опыт тех лет. На страницах National Interest Роберт Фарли наметил пять инструментов, которыми Россия сможет воспользоваться, если вдруг случится война.
Прежде всего, это ледоколы, которых у России больше всех в мире. «Потепление не уменьшает количество льда в Арктике, вместо этого оно делает его более подвижным и непредсказуемым», — отмечает автор. По мере того как доступ к региону улучшается, а коммерческая заинтересованность в нем растет, ледоколы становятся нужны как никогда.
У России сейчас четыре атомных ледокола, которым хватает мощи для сопровождения военных экспедиций, а также целый ряд ледоколов на «обычном» топливе. В свою очередь, у США и Канады лишь по несколько ледоколов пограничных служб на каждую страну, пишет National Interest.
Впрочем, лучший способ иметь дело со льдом – уйти от него вовсе: во времена холодной войны в водах Северного Ледовитого океана шли серьезные схватки между американскими, британскими и советскими подлодками, напоминает автор. У российских подводников большой опыт действий в Арктике и обширная структура поддержки в виде баз советских времен по берегам океана.
Ведущая российская подлодка – это «гигантская, как чудовище», «Акула». Она может действовать как против других подлодок, так и против кораблей, и то, что она проигрывает западным аналогам по уровню шума, она компенсирует в размерах и объеме оружия. У Северного флота России сейчас шесть «Акул», постоянно действующих подо льдами.
В северных условиях важна роль самолетов наземного базирования. Для России это перехватчик МиГ-31, который вместе с его предшественником – МиГ-25 – разрабатывали, чтобы «выследить и уничтожить американские бомбардировщики при попытке проникнуть сквозь советскую воздушную оборону». Конечно, ему придется трудно против американских истребителей пятого или 4,5 поколения. Но, рассуждает Роберт Фарли, в отсутствие воздушных баз этих самолетов в Арктике может просто не оказаться. Радиус боевого действия у него – полторы тысячи километров; вместе у ВМФ и ВВС на вооружении примерно двести МиГ-31, сообщает National Interest.
Ту-95 – одна из самых старых действующих моделей самолета. Но благодаря удачному планеру он и его морская версия – Ту-142 – чувствуют себя как дома в холодных и мрачных небесах Арктики, повествует автор. Оба самолета оснащены крылатыми противокорабельными ракетами, Ту-142 может также действовать и против подлодок. При радиусе боевого действия почти в пять тысяч километров его с трудом могут достать истребители наземного и корабельного базирования, что, по мнению Роберта Фарли, очень кстати, – ведь российский самолет уже не в состоянии «убежать» от вражеских истребителей.
Как напоминает National Interest, в Северном Ледовитом океане нет значительных массивов суши или существенных населенных пунктов, так что там нет необходимости в большом количестве пехоты. Главную роль там должны будут играть «мобильные и смертоносные» группировки, и российский спецназ давно к этому готовится. В советские времена он проводил учения по нападению на объекты НАТО в Норвегии, на Фарерских островах, в Исландии и тому подобных местах, и в последние годы Россия усилила тренировки подразделений, которые должны базироваться в Арктике. Доставлять их на место могут подлодки, самолеты или корабли, а в регионе они будут удерживать труднодоступные территории, проводить разведку или вызывать перебои в связи. Они также могут помогать в работах по поиску и спасению гражданских лиц, отмечает автор.
Благодаря наследию холодной войны Россия хорошо подготовлена к борьбе за Арктику. Главным вызовом, по мнению National Interest, для нее станет поддержание разнообразных инструментов боя в рабочем состоянии (самолеты и ледоколы уже довольно старые). Нынешние финансовые проблемы могут затормозить процесс трансформации вооруженных сил, однако вместе с изменениями в климате возможности для России в Арктике будут лишь расти, считает автор.