Конфликт в Донбассе: основные сценарии политического урегулирования кризиса
В среду, 29 марта, в Москве провластные политологи и эксперты обсудили возможные сценарии развития ситуации на юго-востоке Украины.
Эксперты пришли к выводу, что дальнейшая заморозка конфликта с периодическими всплесками на руку России. Бурную критику вызвало предположение одного из участников, что народные республики не самостоятельны в своей политике. По риторике этого мероприятия можно отследить сегодняшнюю позицию Москвы.
Политологи под руководством главы Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова собрались в столичном отеле «Арарат Парк Хаятт». Основной темой «круглого стола» стали возможные сценарии политического урегулирования на юго-востоке Украины после принятия на Украине новой редакции закона об «особом статусе».
Напомним, что «Газета.Ru» рассказывала о том, что команда Чеснакова работает над информационно-медийным сопровождением, освещением событий в Донбассе в российских и иностранных СМИ, подготовкой инфоповодов и социологических исследований. Кроме того, именно Чеснаков занимается рекрутингом украинских лидеров общественного мнения для освещения событий с выгодной для Москвы позиции.
Таким образом, этот «круглый стол» дал возможность понять, как сейчас смотрит на события в Донбассе близкая к российским верхам часть экспертного сообщества.
Почти сразу эксперты перешли к обсуждению эффективности минских соглашений. Политолог Александр Казаков сравнил их с Тильзитским миром между наполеоновской Францией и Российской империей: уже при подписании обоих договоров всем сторонам было ясно, что новая война неизбежна. И хотя с этой точкой зрения согласились не все участники, но и они сошлись в том, что полная реализация «Минска-2» действительно невозможна.
Как ранее писала «Газета.Ru», его формулировки настолько расплывчаты, что каждая из сторон может трактовать их в свою пользу. Показательный пример — пресловутый закон «Об особом порядке управления отдельными районами Донбасса», или закон об «особом статусе».
Согласно предложениям Киева, на находящихся под контролем ополченцев территориях должны быть проведены выборы по украинским законам и лишь после этого оговорены условия их пребывания в составе Украины. Такая очередность противоречит позициям властей ДНР и ЛНР, которые хотели бы сначала договориться о принципах дальнейшего существования или сосуществования.
Кремлевские политологи вывели два диаметрально противоположных сценария ближайшего развития событий на юго-востоке Украины, которое может быть приемлемым для России. Правда, первый из них выглядит откровенно нереализуемым.
Его озвучил донбасский журналист Александр Чаленко: «Основной путь – это если российская патриотическая бюрократия решится отдать приказ «вежливым людям», как это было с Крымом». Чаленко уверен, что это не даст Украине возможность в дальнейшем вести военные действия против России. Однако это скорее из области мечтаний местного населения, чем из сферы реальных политических перспектив.
Более реалистичный вариант – это заморозка военного конфликта и сохранение текущего статуса. По мнению замдиректора Центра политической конъюнктуры Олега Игнатова, продолжение полномасштабных военных действий не выгодно ни России, ни Украине. «Любая эскалация со стороны Киева – это риск потери поддержки Европы и США. Для нашей стороны подобные действия будут означать введение нефтяного эмбарго».
Проблема состоит также в том, что ополчение оказалось в щекотливой ситуации: расширение зоны боевых действий будет означать гибель мирных жителей, земляков. Главный редактор журнала «Русский репортер», уроженец Донецка Виталий Лейбин объяснил, что Дебальцево оказалось опасным прецедентом:
«Наступление на Дебальцево стало первым случаем, когда ополченцам пришлось бомбить мирных жителей».
А если в дальнейшем пытаться взять крупные города, то жертв будет еще больше. В итоге каждый день мира, по мнению журналиста, на руку России и самопровозглашенным республикам, которые она неформально поддерживает.
Чаленко дополнил эти слова вопросом о том, как ДНР смогла бы прокормить полумиллионный Мариуполь в случае его гипотетического взятия.
Тем не менее некоторые участники усомнились в перспективах долгой заморозки. Украинский политолог Ростислав Ищенко признал, что о долгом мире пока не может быть речи, так как ни Украина, ни республики не решили свои задачи, главная из которых — получить контроль над всем хозяйственным комплексом Донбасса. Поэтому ближе к осени стороны опять могут начать военные действия на истощение ресурсов.
Вспомнили политологи любимую в России тему о том, что ключевые решения в конфликте принимают все-таки внешние игроки. Неформальная позиция Москвы, что Киев подчиняется воле Вашингтона, известна.
Но провластный политолог Сергей Марков внезапно признал, что и ДНР и ЛНР не самостоятельны в принятии своих решений:
«Донецк и Луганск самостоятельно ресурсно не способны вести войны. У них не будет ни оружия, ни снарядов. Этого точно нет. Какие приказы им будут давать, такие они и будут выполнять».
Это утверждение, расходящееся с позицией Москвы о том, что Киев должен напрямую разговаривать с республиками, вызвало предсказуемую критику остальных участников «круглого стола». Кто-то даже предложил Маркову самому съездить в Донбасс, чтобы убедиться в независимости нынешней политики глав ДНР Александра Захарченко и ЛНР Игоря Плотницкого.
Сомневаться в официальной линии на таких встречах не принято.