Трамп готов продать половину стратегического нефтяного запаса США: "сюрприз" от американского президента, который может перевернуть мировой рынок
К обоим саммитам стран ОПЕК и присоединившихся к меморандуму о сокращении производства нефти добывающих государств цены на «черное золото» подходили в разном состоянии. В ноябре прошлого года буквально за несколько дней до подписания документа котировки опускались до $44. В этот раз они стабильно росли и вплотную приближались к уровню в $55. Последствия аналогичных по исходу саммитов также были диаметрально противоположными. В предыдущем случае последовало резкое увеличение стоимости сырья, в этом — скоропалительное падение сразу на 5%. Сейчас за баррель дают чуть более $52, при том что еще неделю назад многие эксперты и непосредственные участники рынка прогнозировали повышение цен до $62–64, сообщает "МК".
Как утверждают эксперты, рынок заранее отыграл все возможные положительные стороны решения «ОПЕК+». По словам старшего аналитика «Альпари» Романа Ткачука, в отличие от ноябрьского заседания, когда решение о сокращении квот было принято лишь в последний момент и оказало заметную поддержку нефтяным ценам, майский саммит не принес неожиданностей. «Сработало классическое биржевое правило: покупай на слухах, продавай на фактах. Те, кто покупал нефтяные фьючерсы одну-две недели назад по $48–50 за баррель, после достижения нефтью уровня $54,5 закрывали позиции. На рынке последовали цепные продажи, которые привели к столь сильному снижению», — отмечает эксперт.
Более того, нефтедобывающие страны должны быть довольны, что котировки провалились только на 5%, а не на 10% или на 15%. «Соглашение оправдало себя. В 2016 году средняя цена Brent была $43 за баррель, а в этом году она держится на уровне в $53–56. Кратковременное падение до $50 стало следствием опасения, что «ОПЕК+» не продлит своей договоренности. Сейчас благодаря сокращению добычи страны ОПЕК зарабатывают на $75 млн в день больше, чем в I квартале 2016 года. Это при том, что уровень добычи был пониженным. Это позитивный момент для всех нефтедобывающих стран, позволивший увеличить поток нефтедолларов и снять часть бюджетных проблем, в том числе в России и Саудовской Аравии», — отмечает Роман Ткачук.
Трамп продает «черное золото» США
На первый взгляд, учитывая, что соглашение о частичной «заморозке» производства пролонгировано на девять месяцев, то в следующий раз по этому вопросу нефтяные лидеры должны собраться не ранее февраля будущего года. Конечно, будут промежуточные встречи, но пока позиция «ОПЕК+» на эту тему стабильно положительная. Следовательно, есть все основания полагать, что до этого момента рынок и цены на сырье будут снова опираться на фундаментальные факторы.
Правда, последние также не внушают оптимизма. Во-первых, далеко не все крупнейшие добытчики планеты присоединились к меморандуму ОПЕК. Его не подписали Норвегия, Вьетнам, Канада и США. Кроме того, генеральный секретарь ОПЕК Мохаммед Баркиндо так и не склонил поставить подписи под соглашением новых возможных участников — Египет и Туркмению, которые решили, как и ранее, оставаться в стороне. В-третьих, Иран, которому в ноябре прошлого года разрешили продолжить наращивать добычу до 4 млн баррелей в сутки (такой уровень у Тегерана был до введения против него западных санкций), снова совершил демарш. Как заявил иранский министр нефти Бижан Зангане, его страна хочет увеличить свою добычу на 20% — до 5 млн баррелей в день. Сейчас Иран добывает 3,8 млн «бочек» ежесуточно. Учитывая, что соглашение о сокращении добычи ОПЕК предусматривает совокупное урезание мощностей всеми его участниками на 1,2 млн баррелей в день, один только Иран при исполнении своих намерений способен свести на нет все усилия остальных игроков. Впрочем, на это ему, как признает Бижан Зангане, все-таки потребуется несколько лет.
Тем не менее не стоит расслабляться. Количество работающих буровых в Штатах растет уже 52 недели подряд, что позволило за это время увеличить добычу сырья более чем на 10%.
По оценкам министерства энергетики США, сейчас в американских нефтехранилищах накоплено около 690 млн баррелей нефти. Это гораздо больше, чем минимальный запас, установленный Международным энергетическим агентством. По нормам агентства, запаса «черного золота» должно хватать не менее чем на 90 дней. Сейчас в Штатах запасено столько нефти, что ее хватит почти на 150 дней.
Более того, президент США Дональд Трамп намерен продать половину стратегического нефтяного резерва Соединенных Штатов. Стратегический запас нефти США был аккумулирован администрацией предыдущего американского президента Барака Обамы при средней цене в $29,7 за баррель, тогда как сейчас «черное золото» почти вдвое превышает эту отметку.
Половина американского стратегического запаса нефти на данный момент оценивается в 344 млн баррелей. Это в 10 раз больше, чем добывают все вместе взятые страны ОПЕК в сутки. Выплеснув этот объем сырья на рынок, Вашингтон обрушит цены к горизонту в $40, и возможность дальнейшего падения все еще останется.
Нефтяной лабиринт
Несмотря на то что предпосылок для возможного падения нефтяных цен и так предостаточно, Дональд Трамп приготовил еще один сюрприз. Уже сейчас в США наблюдается резкий рост сланцевой добычи. В совокупности с новыми проектами в Канаде и Бразилии увеличение темпов американского производства в сумме обещает дать 1,4 млн баррелей нефти в сутки и полностью покрыть внутренний спрос Штатов на горючее, который в летнее время значительно вырастает. Кроме того, еще около полумиллиона баррелей ежедневно намерена добавить Ливия, как и Иран, освобожденная от квот ОПЕК.
Обещанный же подарок от Трампа — разрешение на реанимацию нефтяных проектов на американском шельфе. В перспективе это еще больше увеличит предложение сырья на мировом рынке.
Причем перепроизводство нефти на рынке будет сохраняться. На позитивную динамику в отношении роста спроса рассчитывать не приходится. Как свидетельствуют данные Международного энергетического агентства, в настоящее время практически во всех развитых странах потребление нефти вышло на свой пик и в обозримом будущем увеличиваться не собирается. Сохраняется надежда на дополнительные объемы экспорта в Индию и Китай, однако экономики этих государств довольно неустойчивы, поэтому делать на них ставку не стоит. К слову, Поднебесную можно с уверенностью назвать главным негласным участником сделки «ОПЕК+». Пекин закупает на 15% больше нефти, чем в реальности потребляет. Это требуется для наполнения стратегического резерва. Ежедневный объем таких закупок составляет 1,1 млн баррелей. Если Китай откажется от них, то избыток нефти на рынке будет сопоставим с рекордным уровнем 2015 года, когда цены на сырье упали до $42.
Снова возобновлять ценовую войну с американской сланцевой нефтью, как это было два года назад, ни Россия, ни ОПЕК позволить себе не в состоянии. В прошлом году при нефти по $40 дыра в российском бюджете составила почти 20%. В свою очередь, Саудовская Аравия потратила $110 млрд резервных средств, чтобы не допустить обвала национальной валюты. Суммарные нефтяные доходы всех стран нефтяного картеля рухнули до $433 млрд. Это чуть ли не на порядок меньше, чем в «тучные» годы, и соответствует уровню 1994-го.
В этой связи становится очевидно, что последнее соглашение стран «ОПЕК+» не способно решить на долгосрочный период проблему ценообразования на открытом рынке. Просто эта головная боль отложена на девять месяцев, и когда придет время к ней возвращаться, то другого инструмента, кроме как сокращение объемов добычи, у картеля не будет.
Другими словами, ОПЕК и присоединившиеся к этой организации страны фактически сожгли за собой последние мосты. На заседании в Вене на повестке дня не значился вопрос о возможном выходе из этого соглашения какого-либо участника. Накануне о готовящейся стратегии выхода из нефтяного пакта прозрачно намекнул глава минэнерго Саудовской Аравии Халед аль-Фалих. Как полагают эксперты, эта тема была вычеркнута из обсуждения, поскольку возможность выхода основных генераторов заключения меморандума — Москвы и Эр-Рияда — в обозримой перспективе практически невозможна. Стоит только ОПЕК и России вернуться к увеличению добычи, то рынок снова впадет в состояние повышенного избытка, что станет причиной обвала котировок.
В результате следует констатировать, что, несмотря на то что саммит ОПЕК уже стал историей, вопросы на нефтяном рынке продолжают оставаться. Будет ли найден баланс между спросом и предложением, ведь сейчас наблюдается избыток мировых запасов нефти? Будет ли продолжать активно расти сланцевая добыча в США? Если да, то как на это будут реагировать страны «ОПЕК+», и в первую очередь Россия и Саудовская Аравия?
По словам Романа Ткачука, нынешним летом стоит сконцентрировать особое внимание на том, как участники соглашения будут соблюдать свои обязательства и укладывать объемы добычи в заявленные квоты. Первая встреча комитета по мониторингу выполнения соглашения о сокращении добычи нефти состоится в Москве в июле. Пока вопросов к дисциплине «ОПЕК+» не возникало. Есть основания предполагать, что, увидев, что никакие решения картеля и других сырьевых держав не способны повлиять на ценовую политику мирового рынка, отдельные участники соглашения решат вернуться к правилу «не умением, а числом» и существенно расширят экспортные мощности. Рынок в таком случае будет полностью дестабилизирован, и стоимость барреля рискует проваливаться до $35. Собственно, как это и было до заключения ноябрьского меморандума о сокращении производства нефти.
Николай Макеев, МК