"Избирательная кампания в бундестаг в очередной раз показала, что за нашей западной границей есть большие «залежи симпатии» к России. Достаточно посмотреть на программы шести политических групп, представители которых войдут в бундестаг после воскресных выборов", — пишет в издании Rzeczpospolita журналист Пётр Ендрощчик.
Возглавляемая Ангелой Меркель партия ХДС убеждена в необходимости диалога с Россией, а когда Минские соглашения в отношении Донбасса будут реализованы, то можно будет приступить к отмене санкций. Этот постулат, кстати, давно повторяет госпожа канцлер. В программе также упоминается агрессия России в Крыму. Баварская ХСС, в свою очередь, делает упор на российско-немецкие экономические связи, и именно с целью их отмены бывает в Москве премьер Хорст Зеехофер с делегацией баварских промышленников, подчеркивает Ендрощчик.
Такую же позицию занимает СДПГ Мартина Шульца. В программе он обращает внимание на необходимость нормализации отношений с Москвой. "Что за этим скрывается, отлично знает вице-канцлер Зигмар Габриэль, глава немецкой дипломатии", — отмечает польский журналист. До февраля этого года он был министром экономики и от имени мощного пророссийского лобби в немецкой промышленности согласовывал с Владимиром Путиным планы сотрудничества, в том числе строительство "Северного потока — 2". В начале июля он был гостем на ужине у Путина вместе с бывшим канцлером Герхардом Шредером, который как раз стал членом правления "Роснефти" — крупнейшего российского нефтяного концерна, добавляет он.
Москва также не скрывает радости от успехов партии "Альтернатива для Германии", для которой политика России имеет характер геополитического стабилизирующего фактора. Впрочем, глава АдГ Фрауке Петри гостила в начале года в Москве по приглашению Вячеслава Володина, председателя Госдумы из пропутинской «Единой России», с которой немецкие партии крайне правого толка желают сотрудничать, после того как войдут в бундестаг.
Таких контактов в России нет у Кристиана Линднера, главы либералов из СвДП. Однако это именно они предлагают исключить вопрос Крыма из дебатов с Россией и относиться к такому положению вещей как к "временному состоянию". Поскольку СвДП — это партия бизнеса, ей нужно развитие экономических контактов с Россией, подчёркивает Ендрощчик.
Похожую точку зрения разделяют посткоммунисты из Левой партии, лидер которых, известная коммунистка Сара Вагенкнехт, ссылаясь на программу партии, утверждает, что всем нужны хорошие отношения с Россией. И не только по экономическим соображениям. "Это необходимо для разрешения множества мировых конфликтов", — убеждает она.
По-хорошему, принципиальную позицию по отношению к России занимают только зеленые. Но они имеют небольшие шансы на членство в будущей правительственной коалиции.
Партнёром мечты ХДС/ХСС, в свою очередь, являются либералы из СвДП. В таком "созвездии" политика Берлина в отношении Москвы может оказаться ещё более гибкой, чем в том случае, если власть останется в руках коалиции христианско-демократических партий c СДПГ, отмечает автор.
"Можно сомневаться, сумеет ли Ангела Меркель сохранить нынешний курс в отношении России", — говорит изданию Rzeczpospolita политолог, профессор Вернер Пацельт. Он обращает внимание на пророссийские настроения не только в сфере промышленности, но и в обществе.
Как следует из опроса фонда Кербера, проведенного в прошлом году, 81% немцев высказались за развитие отношений с Россией. Более важны для немцев только отношения с Францией (89%). Другие опросы говорят о том, что большинство немцев — 58% — разделяют мнение, что в случае российской атаки на другие государства бундесвер должен держатся в стороне от конфликта, подчёркивает Ендрощчик.
Не сбываются опасения по поводу того, что Россия попытается вмешаться в избирательную кампанию в Германии. Президент Путин в то же время убеждён, что Меркель будет продолжать править, уверяет автор.
"То, что Меркель не проводит по отношению к России ту политику, которую хотел бы видеть немецкий политический мейнстрим, и настаивает на необходимости санкций, представляет определенную проблему", — объясняет изданию Rzeczpospolita Сергей Марков, бывший советник президента Путина. По его мнению, у канцлера не будет после выборов другого выхода, кроме как изменить свой подход к России. На это рассчитывает Путин, резюмирует польский журналист Пётр Ендрощчик.