Военная промышленность и экономическое будущее России
В свете нынешних российских экономических неурядиц и общемировой геополитической напряженности граждане либерально настроенного хоть и не далекого ума стали ныть по поводу того, что все бюджетные средства, которые не пойдут на валютные интервенции, отправятся на обслуживание ВПК.
По их мнению - это плохо, даже несмотря на то, что они не могут в принципе претендовать ни на один рубль из стабфонда. Что ж, считать чужие деньги - это весело и даже, пожалуй, небесполезно. В конце концов, таким образом можно освежить в мозгах арифметику за третий класс.
Так или иначе, но упомянутые господа правы. Военный бюджет сократить действительно не дадут. Дело в том, что внезапно настигшая Россию из-за санкций нужда в импортозамещении сегодня добавила объемов производства на 20–30% от того планового заказа и тех возможностей, которые промышленность имела. Хочешь, не хочешь, но деваться некуда. Стране придется волочь этот дорогущий крест. Но есть и положительный момент, как только он будет доставлен к месту назначения, распятия не последует. Скорее наоборот. Вряд ли кто-то решится утверждать, что сокращение импорта для национальной экономики не является благом.
Я немного отвлекусь, что б подкинуть вкусненького патриотам. США, в отличие от России, которая вынуждена увеличивать расходы на оборону, свой военный бюджет нещадно режет. Пентагон недавно объявлял о сокращении количества военных баз в Европе. 15 из них вернутся в распоряжение самих европейских стран. Экономия для США должна составить порядка полумиллиарда долларов в год. Возможно, кому-то будет приятно узнать, что у проклятых американцев тоже проблемы с деньгами. Но хватит на сегодня сладкой ваты.
Итак, текущий кризис рано или поздно закончится, а пока он идет, у России есть реальный шанс совершить если уж не промышленный "бросок тигра", то хотя бы хороший прыжок в длину. Подстегиваемая извне необходимость в импортозамещении - это первый фактор предполагаемого броска/прыжка. А второй фактор несколько менее очевиден, поэтому о нем поподробней.
Как известно ВПК - это драйвер роста как промышленности, так и экономики. Практически все технологии, которые мы сейчас используем в обиходе, когда-то являлись секретными военными разработками. Интернет, аудитория которого теперь составляет более чем два с половиной миллиарда человек, был изобретен по заказу американского военного ведомства, которое в 1957-м году очень встревожилось запуском СССР первого искусственного спутника Земли. Оборот интернет-торговли в одной только России в одном только прошлом году составил 10,9 трлн рублей. Спасибо американской военщине!
Технологии, разрабатываемые для военных, имеют обширные возможности для трансфера на гражданку. Возьмем, например, Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ). Это один из крупнейших исполнителей гособоронзаказа в нашей стране. Он производит системы радиоэлектронной борьбы, радиолокации, государственного опознавания, авионику и др. В общем, очень специальную аппаратуру, которая под не военные нужды на первый взгляд вовсе не заточена. Ничего подобного.
КРЭТ - компания в первую очередь технологическая, а вот где применяются технологии - вопрос второй. Например, благодаря разработкам Концерна, имеется возможность обеспечивать жизнедеятельность пилота в условиях чудовищных перегрузок и кислородного голодания. Эти же разработки помогают КРЭТ создавать аппараты искусственной вентиляции легких высокого класса. Сегодня они экспортируются в 30 стран. Аппараты ИВЛ "Авента", "Авента-М", "Вела", аппарат для искусственной вентиляции легких недоношенных новорожденных "Поток" - вот это вот все КРЭТ производит благодаря своим разработкам для ВПК.
Пример попроще. Существуют так называемые бесплатформенные инерциальные навигационные системы, которые позволяют боевому самолету ориентироваться в пространстве без GPS и без ГЛОНАС. Те же самые технологии используются и в гражданской авиации. Системы управления общесамолетным оборудованием, системы навигации, которые делает КРЭТ применимы как для оснащения боевых самолетов и вертолетов, так и гражданских.
Или вот, любопытный пример. Алюмооксидные платы. Кстати, полностью отечественная разработка. Эти платы в перспективе будут использоваться при производстве систем радиолокации гражданского и военного назначения. А началась карьера данной технологии с применения в системах уличного освещения в крупных российских городах. Алюмооксидные платы успешно используются для мощных светодиодных светильников.
Ещё один пример. В этом году КРЭТ намерен приступить к организации технологической линейки по созданию отечественных средств защиты информации (СЗИ). Думаю, не имеет смысла уточнять, что СЗИ на гражданском рынке востребованы ни чуть не менее, чем на военном. Крупный бизнес, полагаю, очень заинтересуется такой продукцией. Corporate espionage, как известно, никто ещё не отменял.
На Брянском электромеханическом заводе (БЭМЗ), входящем ныне в структуру КРЭТ, раньше выпускали и сверхсекретные средства радиоэлектронной борьбы для армии и бобинные магнитофоны. Сейчас там делают знаменитый комплекс РЭБ наземного базирования "Красуха-4". Есть идея здесь же наладить производство и высокотехнологичной гражданской продукции, например, комплектующих для российского ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.
Государственный Рязанский приборный завод - крупнейшее российское предприятие по серийному производству и сопровождению радарных систем и средств связи - производит и такую штуку как ФОРСАЖ-МПм. Это механизм подачи проволоки промышленного применения, который используется в электросварке. Да практически каждое предприятие ВПК выпускает что-нибудь для гражданского рынка, на основе своих технологий.
Разработки в области непосредственно радиоэлектронной борьбы, на которых специализируется Концерн, на гражданке пока не применяются. Во-первых, эти разработки являются секретными по вполне понятным причинам, а во-вторых подавлять и искажать сигналы в мирной жизни особой нужды нет. Впрочем, все это не отменяет того, что различного назначения радарами оснащаются как военная авиатехника, так и гражданская.
Впрочем, лет пять назад в крупных столичных бизнес центрах практиковалась презабавнейшая практика. Как правило, владельцы БЦ заключают договор о предоставлении связи с интернетом с одним и только одним провайдером. Провайдер становится монополистом в этом здании и может требовать за свои услуги любые деньги, несчастные арендаторы все равно вынуждены их платить. Однако, в то время в Москве стала разворачиваться сеть Wi–MAX. Мобильный интернет был дешевле, и многие начинали использовать этот формат, когда навязанные услуги становились неподъемно дорогими. Провайдерам все это не понравилось и они начали "глушить" сигнал Wi–MAX при помощи специальных устройств. Это была настоящая радиоэлектронная война.
Вот тут бы арендаторам и пригодилась бы какая нибудь система РЭБ для защиты своего недорогого мобильного интернета. Шутки шутками, а наши гражданские самолеты вообще-то неплохо бы оснастить чем нибудь вроде комплекса радиоэлектронного подавления (РЭБ) "Хибины", например. На всякий случай. Недоброжелателей в мировом сообществе у нашей страны много, лишний раз перестраховаться не помешает.
Ну, а подводя итоги, могу сказать, что несокращение расходов на ВПК - это положительное условие для нашей промышленности. Импортозамещение плюс технологический задел для будущей конверсии - вот что Россия может и должна вынести из кризиса, который рано или поздно закончится.