Чрезвычайное положение в Донбассе: Что это значит
В понедельник, 26 января, украинские власти объявили в Донецкой и Луганской областях режим чрезвычайного положения.
Как ранее писал "Российский Диалог", об этом заявил премьер-министр Арсений Яценюк на выездном заседании кабинета министров.
Цель принятия этого решения - полная координация деятельности всех органов государственной власти для обеспечения безопасности граждан и общественной защиты населения", - заявил Яценюк, добавив, что также в Украине введен режим повышенной боевой готовности.
К сведению читателей "Российского Диалога", согласно украинскому законодательству, чрезвычайное положение - исключительная ситуация, когда под угрозой находится «жизнь нации». Опасность «жизни нации» могут оказывать иностранная военная оккупация, социальные волнения, такие как бунты или другие виды внутренних разногласий, серьезно угрожающие правопорядку в стране.
Чрезвычайное положение является правовым режимом, который регулирует Конституция Украины и закон «О правовом режиме чрезвычайного положения». Провозглашается исключительно официально высшими органами государственной власти.
В соответствии с законодательством Украины чрезвычайное положение определяется как:
особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиты конституционного строя, а также допускает временное, обусловленное угрозой, ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
Условия введения чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях:
возникновение особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийного бедствия, катастроф, особо крупных пожаров, применение средств поражения, пандемий, панзоотий т.п.), создающие угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения;
осуществление массовых террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения;
возникновение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, блокирование или захват отдельных особо важных объектов или местностей, угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;
возникновение массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами, ограничивают их права и свободы;
попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины путем насилия;
массовый переход государственной границы с территории сопредельных государств;
необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.
Допускает временное, обусловленное угрозой, ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.
Целью введения являются:
устранение угрозы и скорейшая ликвидация особенно тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера,
нормализация обстановки, восстановление правопорядка при попытках захвата государственной власти или изменения конституционного строя путем насилия, восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц, создание условий для нормального функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, других институтов гражданского общества.
В период чрезвычайного положения не могут быть прекращены или ограничены полномочия Президента Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым, министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также судов, органов прокуратуры Украины, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, досудебное расследование.
В условиях чрезвычайного положения запрещаются:
изменение Конституции Украины;
изменение Конституции Автономной Республики Крым;
изменение избирательных законов;
проведения выборов Президента Украины, а также выборов в Верховную Раду Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления;
проведение всеукраинских и местных референдумов;
ограничение прав и полномочий народных депутатов Украины.
Режим чрезвычайного положения предусматривает:
1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение;
2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
4) запрет проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом;
5) запрет забастовок;
6) принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц.
Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судами, созданными в соответствии с Конституцией Украины. Введение любых сокращенных или ускоренных форм судопроизводства запрещается.
Предложения о введении ЧС президенту подает Совет национальной безопасности и обороны Украины. При необходимости введения ЧП в случае возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, создающих угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения, предложения по введению НС президенту подает Кабинет Министров Украины.
ЧП в Украине или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения. При требовании неотложных мер по спасению населения или недопущения гибели людей, ЧП может быть введено без предупреждения.
Чрезвычайное положение в Украине может быть введено на срок не более 30 суток и не более 60 суток в отдельных ее местностях. В случае необходимости чрезвычайное положение может быть продлено Президентом Украины, но не более чем на 30 суток. Указ Президента Украины о продлении действия чрезвычайного положения вступает в силу после его утверждения Верховной Радой Украины.
Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях может быть отменено Указом Президента Украины ранее срока, на который он вводился, в случае устранения обстоятельств, обусловивших необходимость введения чрезвычайного положения. С предложением об отмене чрезвычайного положения к Президенту Украины может обратиться Верховная Рада Украины. Предложения об отмене чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях, введенного в случае возникновения особо тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера создающих угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения президенту подает Кабинет Министров Украины.