Глава Роскосмоса Игорь Комаров акцентировал внимание на том, российские ракетные двигатели РД-180 пользуются спросом у США, комментируя возможность поставок американской стороне данной продукции космической отрасли российского производства. Глава российской государственной корпорации по космической деятельности также отметил, что политическая составляющая и напряжение между странами не будут решающим фактором на пути взаимодействия двух стран в космической сфере, сообщает Взгляд.
«Надо сказать откровенно, что двигатели наши покупаются США не из соображений благотворительности. Мы уверены, что ситуация с покупкой двигателей у нас продлится еще несколько лет. И в этом году мы имеем однозначные шансы заключить еще целый ряд серьезных контрактов в этой области».
Соединенные Штаты заинтересованы в таком виде сотрудничества, так как в американской сфере двигателестроения преобладают ракетные двигатели на кислородно-водородном топливе, в то время как еще со времен Советского Союза отечественное производство пошло по пути развития кислородно-керосиновых двигателей. Именно двигатели на кислородно-керосиновом топливе необходимы для запуска американских носителей Atlas, поэтому плюсы для американцев от сотрудничества с Россией явные.
В Пентагоне уже заявляли, что для создания американской версии российского двигателя РД-180 необходимы закупки российской продукции в течение 6 лет в количестве не менее 18 единиц. Таким образом США не имеют желания терять возможность проверенного пути выхода в космическое пространство.
Также ранее генеральный директор НПО Энергомаш Игорь АРБУЗОВ в интервью РИА Новости подчеркнул, что действующее лицензионное соглашение на передачу в США технологии производства российских двигателей РД-180 предусматривает после завершения срока его действия уничтожение проектной документации. Срок действия лицензионного соглашения завершается в 2030 году, поэтому сотрудничество с США будет продолжаться, готовые двигатели РД-180, собранные в России на Энергомаше, будут поставляться.
На сегодня проведено 70 успешных запусков американских носителей с применением двигателей. В 2017 и 2018 годах предстоит серьезная программа поставок РД-180, отчасти она затрагивает и 2019 год. В ближайшее время будет реализован еще целый ряд договоренностей по подписанию дополнительных соглашений к уже действующим контрактам.
Atlas представляет собой семейство американских ракет-носителей для запуска военных и коммерческих полезных нагрузок, разработанных на базе первой американской МБР «Атлас», поступившей на вооружение США в конце 1950-х годов. Первоначально проект был предложен фирмой Convair, на боевое дежурство МБР встала, когда Конвэр принадлежала General Dynamics. Сейчас права на всю серию «Атлас» принадлежат Lockheed Martin.
РД-180 — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащён двумя камерами сгорания и двумя соплами. Разработан и производился ОАО «НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко». Топливом для ракетного двигателя является керосин, а окислителем — жидкий кислород. РД-180 был создан в середине 1990-х годов на основе двигателя РД-170.
В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Впервые был использован 24 мая 2000 в качестве первой ступени РН «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA». В дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле (англ. Common Booster Core) основной ступени ракеты «Атлас-5».
Ранее Совет безопасности РФ намеревался рассмотреть вопрос о прекращении экспортных поставок данных двигателей американской стороне вследствие использования последних для выведения военной нагрузки, сообщали Известиям.