После национализации замка в 1946 году под одной из лестниц был обнаружен тайник с оловянным цилиндром, в котором находились несколько индейских изделий из золота и кипу — узелковое письмо древних инков. Все попытки его расшифровать так ни к чему и не привели, а позднее кипу непонятным образом исчезло.
Данную находку можно соотнести с 1760 годом, когда Себастьян Бежевичи, родственник владельцев Недзицы, поехал в Перу на поиски золота инков. В Южной Америке он женился на одной из наследниц древней цивилизации, но она внезапно умерла во время родов, успев произвести на свет девочку.
Свою дочь Умину владелец замка выдал замуж за предводителя восстания, правнука последнего правителя инков Тупака Амару, после чего вместе с дочерью, ее мужем Тупаком Амару II и двором инков отправился в Европу.
В 1797 году двор индейской принцессы снова выследили испанцы. Они закололи Умину, чтобы прервать род правителей инков. Себастьян Бежевичи отдал внука, последнего принца инков, в качестве приемного сына своему родственнику.
Последний прямой потомок Тупака Амару — Антон Бенеш, жил в XIX веке близ Брно и умер, так ни разу и не поинтересовавшись сокровищем. Его правнук Анджей Бенеш стал вице-президентом парламента Польской Народной Республики, эта тема весьма заинтересовала. В 1946 году Бенеш нашел в Кракове документ об усыновлении его прадедушки, а также о том, где хранится кипу, которое и было обнаружено им в тайнике под лестницей.
Но расшифровать письмо было непросто. Язык кипу был забыт даже самими индейцами, и людей, которые знают его, во всем мире можно пересчитать на пальцах одной руки.
В 1976 году и сам Анджей Бенеш погиб в автомобильной катастрофе на пути из Варшавы в Гданьск, где должен был встретиться с двумя иностранцами, знатоками узелкового письма.
Ранее биологам удалось доказать, что "материнское проклятие" вредоносно сказывается на детях мужского пола.
Как говорится в статье, "материнское проклятие" начинает запускаться на уровне клеток эукариотов, они имеют две независимые части генома, между которыми происходит постоянное соперничество.
В то время как естественный отбор подавляет мутации, ослабляющие женские особи, в митохондриальной части генома, не существует прямого механизма, чтобы избавиться от тех, которые вредят мужчинам. Это и приводит к "проклятию матери".
Само "материнское проклятие" в ходе исследования впервые наблюдалось в экспериментальных условиях. Примеры негативного влияния митохондриальных генов на самцов были известны и ранее, однако доказательств отсутствия воздействия на самок не было.