Об этом пишут на страницах The Atlantic американские политологи Нил Бхатия и Эдуарду Саравалле. Как напоминают аналитики, Лью заявил тогда, что санкции стали мощным инструментом для достижения чётких и согласованных политических целей, но предупредил, что Вашингтону следует применять их только для того, чтобы устранять серьёзные угрозы для нацбезопасности страны, поскольку от чрезмерного употребления эффективность подобных мер может снизиться, приводит текст статьи RT.
Сегодня очевидно, что и законодательная, и исполнительная ветви власти в Соединённых Штатах предостережениям Лью всё-таки не вняли, констатируют авторы. С момента выступления экс-министра Вашингтон успел восстановить санкции против Ирана, усилить меры против России и Венесуэлы, развернуть «кампанию по максимизации экономического давления» на Северную Корею и, наконец, ввести санкции против турецких чиновников, чтобы наказать Турцию за задержание американского проповедника Эндрю Брансона, перечисляют они.
Между тем, в последнее время американские политики не только стали пользоваться санкциями чаще, они также применяют всё более и более радикальные меры, и всё меньше обращают внимания на последствия подобных действий, подчёркивают Бхатия и Саравалле. «В самом своём эффективном виде санкции — это продукт многосторонних усилий для решения чётко обозначенных и общих проблем в области глобальной безопасности. Однако сейчас они становятся зычным выражением претензий от изолированных Соединённых Штатов и при этом часто зависят от внутриполитических приоритетов главных партий; это — безответственный подход, который вполне может свести к нулю эффективность этого мощного инструмента», — сетуют авторы.
Вошедшее с некоторых пор в привычку у Вашингтона применение санкций в одностороннем порядке вредит отношениям США с их давними союзниками, убеждены Бхатия и Саравалле. Когда администрация Дональда Трампа отказалась от «ядерной сделки» с Ираном, ЕС в ответ внёс поправки в своё законодательство, запрещающее европейским компаниям соблюдать определённые американские санкции. В результате Штаты не только потеряли важного соратника, но и осложнили решение внешнеполитических задач себе же — и теперь, когда США пытаются уговорить важных торговых партнёров Ирана вроде Индии и Китая соблюдать новые санкции, их сильно тормозит «обмен любезностями» с Европой, подчёркивается в материале.
Ещё одна важная проблема с нынешними методами использования санкций заключается в том, что власти относятся к ним не как к средству для достижения тех или иных целей, а как к самоценной цели, полагают авторы. Как пишут политологи, санкции нужны для того, чтобы побуждать противников садиться за стол переговоров, а когда цели уже достигнуты, их необходимо отменять. Если же санкции используются для решения всех до единой внешнеполитических проблем, отменять их становится гораздо труднее. Если раньше политики чётко выражали условия для отмены или ослабления санкций, теперь они после каждого действия, которое им кажется «проступком», просто вводят новые меры, говорится в статье.
В этом смысле показателен пример американских санкций в отношении России в связи с её политикой на Украине, отмечают политологи. Их ввели в 2014 году, а уже через год американские власти сделали условием для их отмены соблюдение Москвой «минских договорённостей». Однако по мере того, как росла напряжённость в отношениях с Кремлём, этих условий стало становиться всё больше: когда администрация Трампа в апреле 2018 года ввела меры против российских олигархов, американское министерство финансов добавило к претензиям по поводу Украины целый перечень различных вопросов, включая поддержку Россией сирийского президента Башара Асада, вмешательство в американские выборы и злонамеренную деятельность в киберпространстве.
Санкционной политике вредит и внутриполитическая ситуация в США, уверены Бхатия и Саравалле. Конгресс видит подобные меры как способ отобрать у исполнительной ветви власти контроль над внешней политикой. И демократы, и республиканцы в конгрессе применяли санкции для того, чтобы заработать политические очки в противостоянии с президентом, просто каждая из сторон делала это в своих собственных соображениях. Кроме того, демократы сейчас пользуются этими же методами в отношении санкций против Северной Кореи — после встречи Дональда Трампа с Кимом Чен Ыном в Сингапуре они уже предлагали передать полномочия по отмене санкций сенату; по всей видимости, так они пытались связать президенту руки и показать его слабым, предполагают политологи.
Чем сложнее становится снятие санкций, тем больше вероятность того, что они превратятся в устоявшийся политический курс, считают аналитики. Если страны и компании будут воспринимать отдельные санкции как новую норму, они могут в будущем принять перманентные меры, которые снизят эффективность американской санкционной машины или даже начать считать санкции против России или Ирана не свидетельством серьёзного кризиса, а неким «постоянным неудобством», с которым надо бороться. Так, например, французский гигант Total уже обошёл санкции США, профинансировав свой проект по строительству завода СПГ в России китайскими средствами, напоминают авторы.
Получится ли у США изменить свою стратегию в плане санкций зависит во многом от того, придут ли политики к более тонкому пониманию подобных мер — однако по поводу того, найдётся ли у них в ближайшее время политическая воля для этого, возникают серьёзные сомнения, в заключение отмечают авторы.