Бывший дипломат, работавший в Мавритании и Париже, Владимир Федоровский был также переводчиком Леонида Брежнева во время переговоров с лидерами арабского мира, такими как Саддам Хуссейн или полковник Каддафи. В 90-е годы, выступая против жесткой линии коммунистической партии Советского Союза и КГБ, он становится официальным представителем движения, выступающего за демократические реформы во время противостояния августовскому путчу в 1991 году. Будучи другом идеолога перестройки Александра Яковлева, он постепенно отходит от властных кругов, переезжает во Францию и публикует десятки книг об истории России и Советского Союза.
В его последней книге «Путин от А до Я» (издательство Stock) показан политический, культурный и психологический портрет российского президента. Федоровский объясняет, почему Путин является отражением своей страны. Его образ и популярность среди соотечественников противостоят мнению, сложившемуся о нем на Западе. В этот понедельник, 29 мая, Владимир Путин приедет во Францию, чтобы открыть выставку, посвященную Петру Великому, а также встретиться с новым президентом страны. Дипломатические отношения между Россией и Францией оказались почти на мертвой точке после скандала с поставкой «Мистралей». Дипломат и писатель Федоровский считает, что этот визит российского президента является весьма положительным сигналом…
Le Point.fr: Какова цель визита Владимира Путина во Францию?
Владимир Федоровский: Он приезжает на открытие выставки, посвященной путешествию Петра Великого в Париж и его пригород в 1717 году. Выставка откроется в «Большом Трианоне». Однако поездку российского президента можно назвать политической и дипломатической. Владимир Путин также намерен открыть новую страницу двусторонних отношений, закрыв пять ужасных лет отношений с Францией под руководством Франсуа Олланда. Невыполнение договора по поставке двух кораблей «Мистраль» оставило важный след. Россия больше не хотела вести дела с Францией, а отношения между бывшим главой французского государства и Владимиром Путиным стали холодными. Это зашло слишком далеко! Никакой последовательности, сплошное обострение отношений! Какие опасения вызывала отмена визита российского президента в Париж, когда он должен был открывать русский культурный центр и православную церковь!
— Что изменилось?
— Французское общественное мнение — самое русофильское в Европе, поэтому оно больше всего стремилось к возобновлению отношений с Путиным. Во время президентской кампании Жан-Люк Меланшон, Марин Ле Пен, Франсуа Фийон не скрывали своих хороших отношений с российским президентом. И никто их не осуждал. Стоит также добавить к этому то, что и Путину нужно было выйти из своей изоляции. Эммануэль Макрон протянул ему руку: это очень тонко с его стороны.
— Считалось, что естественным союзником российской власти станет Дональд Трамп…
— Годы правления Обамы обнажили сложности между двумя сверхдержавами, и Трампа представляли как агента Путина. Но мы прекрасно видим, что все не так уж и просто. Президент США не хочет облегчать режим санкций, которые бьют по России, он забросал бомбами военные базы союзника Кремля Башара Асада. Впрочем, предполагаемые связи семьи Трампа и его советников делают подозрительными любые попытки показательного сближения двух стран. Сердечное взаимопонимание Москвы и Вашингтона нарушено. Именно поэтому Владимир Путин видит в Эммануэле Макроне наследника Де Голля и Миттерана: оба весьма активно действовали на Востоке. Он считает, что Макрон снова будет вести реальную политику, а история и география вновь обретут свою актуальность.
— Готов ли Путин идти на уступки, чтобы восстановить доверие Франции?
— Уступки Путин не любит. Взамен он стремится к восстановлению равновесия интересов. Он разрывается между двумя стратегиями. Его окружение поддалкивает его порвать с Европой и укрепить отношения с Китаем. Однако более молодая часть его приближенных выражает более умеренные позиции и предлагает сохранять дружественные и ровные отношения с Китаем и Европой. Свою точку зрения выражает и другое направление: здесь считают, что Европа подвержена исламскому воздействию, что она забывает свою историю и традиции, и это укрепляет позиции ислама. Путин с этим не согласен и продолжает делать ставку на старый континент. В связи с этим он был весьма внимателен к назначению на пост министра иностранных дел Франции Жана-Ива Ле Дриана (Jean-Yves Le Drian), которого очень уважает.
— Какова позиция Кремля по отношению к радикальному исламу?
— Приоритетом для него является борьба с исламизмом. Москва считает, что началась мировая война.
— Каковы точки соприкосновения между Парижем и Москвой?
— В отношении Ирана и Северной Кореи российские и французские позиции весьма близки. И весьма отличны от позиции Вашингтона. Остальное будет зависеть от личных отношений, которые выработают лидеры двух государств. Путин пришел к власти в очень молодом возрасте, перевернув все правила. Он видит в Макроне самого себя. В отличие от Олланда, о котором он говорил: «Человек, который не может разобраться со своими женщинами, не может управлять Францией». Волюнтаризм Макрона их заинтересовал, а организация этой двусторонней встречи в Версале является весьма позитивным сигналом.
Le Point, Франция