Арктические войска и внешние угрозы. Основные изменения в военной доктрине России
Полковник запаса Виктор Мураховский заявил, что военная доктрина России носит оборонительный характер.
Тем не менее он отмечает, что в документе появился пункт, согласно которому Москва проводит политику стратегического сдерживания не только ядерными, но и обычными средствами, в частности с применением высокоточного оружия. По мнению Мураховского, важным представляется пункт, согласно которому Россия намерена проводить политику равноправного диалога с ЕС и НАТО, несмотря на нынешние отношения.
Военная доктрина Российской Федерации 2014 года носит оборонительный характер. Об этом рассказал военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский. Он отметил, что многие положения доктрины по сравнению с редакцией 2010 года не изменились, однако количество статей в документе увеличилось с 51 до 58, некоторые вопросы по военным угрозам России раскрыты более подробно.
Так, эксперт напоминает, что положение о применении ядерного оружия осталось прежним — предполагается, что оно будет использовано в ответ на применение ядерного или другого оружия массового поражения против России, а также в том случае, если агрессия, проводимая обычными средствами, угрожает существованию государства.
При этом Мураховский отметил, что в доктрине появился пункт, согласно которому Москва проводит политику стратегического сдерживания не только ядерными, но и обычными средствами, в частности с применением высокоточного оружия.
Военный эксперт заявил, что согласно опубликованному документу Россия собирается проводить политику равноправного диалога с ЕС и НАТО, несмотря на нынешние отношения. «Также определены акценты, например, впервые появился акцент на расширение взаимодействия с государствами — участниками БРИКС, с Шанхайской организацией сотрудничества, а также впервые появилось положение о взаимодействии с республиками Абхазия и Осетия в целях обеспечения совместной обороны и безопасности», — добавил он.
Особое внимание Виктор Мураховский уделяет появившемуся положению о задачах в арктическом регионе. Речь идёт об укреплении военной безопасности и обеспечении экономического функционирования в Арктике.
«С военной точки зрения, это регион, через который проходят траектории полётов межконтинентальных баллистических ракет, полёты стратегической авиации некоторых стран, а также это район, где действуют подводные лодки», — рассказал эксперт. Он считает, что необходимо развернуть радиолокационное поле системы предупреждения ракетного нападения (это уже сделано — такая станция уже существует в Иркутске). Кроме того, нужно создать радиолокационное поле для контроля за воздушной и подводной обстановками.
Согласно документу, ВС России должны развернуть космическую группировку и обеспечить воздушно-космическую оборону важнейших объектов, замечает эксперт. По его словам, в 2015 году в рамках плана строительства российской армии планируется создать воздушно-космические силы, то есть объединить военно-воздушные силы, противовоздушную и противоракетную оборону и космические войска в один вид вооружённых сил.
«Это похоже на структуру военно-воздушных сил США , которая включает и авиацию, и противовоздушную, и противоракетную оборону, и космические средства, но отличие ещё в том, что в США в ВВС входят и ракетные подразделения межконтинентальных баллистических ракет шахтного базирования, а у нас пока ракетные войска стратегического назначения остаются отдельным родом войск вооружённых сил», — добавил эксперт.
Как ранее сообщал "Российский Диалог", Президент России Владимир Путин утвердил новую редакцию военной доктрины России, сообщается на сайте Кремля. «Внесенные в документ изменения одобрены на совещании Совета безопасности России 19 декабря 2014 года», — говорится в сообщении.
Основные внешние опасности
- наращивание силового потенциала НАТО, приближение военной инфраструктуры стран - членов к границам Российской Федерации;
- территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
- применение военной силы на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;
- использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях;
- установление в государствах, сопредельных с Российской Федерацией, режимов, политика которых угрожает интересам Российской Федерации.
Основные внутренние опасности
- деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;
- деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества;
- деятельность террористических организаций и отдельных лиц, направленная на подрыв суверенитета.
Сдерживание конфликтов
- заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия;
- поддержание Вооруженных Сил, других войск и органов в заданной степени готовности к боевому применению;
- участие в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН.
Применение Вооруженных Сил в военное время
- Российская Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство - члена ОДКБ как агрессию против всех государств - членов ОДКБ и осуществит в этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности.
- Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации.
Оснащение Вооруженных Сил
- комплексное оснащение (переоснащение) современными системами и образцами вооружения, военной и специальной техники;
- развитие сил и средств информационного противоборства;
- создание новых образцов высокоточного оружия и средств борьбы с ним, средств воздушно-космической обороны, систем связи, разведки и управления, радиоэлектронной борьбы, комплексов беспилотных летательных аппаратов, роботизированных ударных комплексов, современной транспортной авиации, систем индивидуальной защиты военнослужащих.
Развитие оборонно-промышленного комплекса
- обеспечение технологической независимости Российской Федерации в области производства стратегических и других образцов вооружения, военной и специальной техники;
- сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса.
Союзники
Основные приоритеты военно-политического сотрудничества: с Республикой Белоруссия, республикой Абхазия и республикой Южная Осетия, с государствами - членами ОДКБ, с государствами - участниками СНГ.