Как пишет издание L'Indro, помимо исследований экономистов и политологов, при попытке по-новому взглянуть на этот вопрос могут помочь также оценка и опыт тех, кто напрямую участвует в двусторонних контактах, передает RT.
Президент ассоциации «Познаём Евразию» и российского филиала банка «Интеза» Антонио Фаллико говорит изданию о необходимости реструктуризации промышленной системы. Этот процесс был запущен ещё в докризисные годы, но он развивался весьма вяло, однако санкции дали хорошее ускорение этому начинанию.
По его мнению, это ускорение необходимо не только для реформирования производительной системы банка, но и для того, чтобы реагировать на обстановку на макроэкономическом рынке, которая, по мнению различных аналитиков, повлекла за собой гораздо больше ущерба в сфере притока инвестиций в Россию и их и оттока из неё, чем торговая война.
«Безусловно, обесценивание рубля и падение цен на нефть оказали весьма существенное влияние», — считает Джанлука Корриас, генеральный директор российского филиала банка «Интеза». Он утверждает, что ему «трудно разграничить структурные проблемы России и санкции и решить, что же оказало большее влияние. Это клубок, состоящий из различных элементов, но, безусловно, санкции ничему не поспособствовали, хоть и имели важные политические последствия».
Подобное мнение высказывает и экономист Лучано Ларивера, который считает, что «истина — где-то посередине, ведь санкции не являются единственной причиной торможения торгового взаимообмена, однако они стали каплей, переполнившей чашу».
По мнению Сандро Тети, журналиста и специалиста по международным отношениям, «на данный момент санкции не играют столь важной роли: достаточно довольно часто ездить в Россию и обратно, чтобы заметить экономическое возрождение».
Как отмечает издание, если попытаться досконально разобраться в этом вопросе, возникает впечатление, что изменение парадигмы в торговых отношениях между Италией и Россией, связанное более или менее непосредственно с санкциями, строится прежде всего на психологическом факторе. Как считает Сандро Тети, «санкции сыграли сдерживающую роль для многих предпринимателей — и тех, кто намеревался зайти на российский рынок, это остановило». Но гораздо большее беспокойство вызывает то, «что в будущем это может привести к утрате Италией консолидированных рынков, ставших результатом упорного труда наших предпринимателей, заслуживших доверие своих заказчиков и коллег в России».
Возможно, подводит итог L'Indro, подлинный ущерб, причинённый санкциями, ещё только проявится в будущем. Вероятно, когда санкции снимут, будет трудно предлагать более дорогостоящую продукцию, чем та, которая уже импортируется на этот рынок другими торговыми партнёрами.
«В долгосрочной перспективе, на мой взгляд, мы можем столкнуться с постоянными потерями», — делает вывод Тети.