Донбасс «от лукавого»
За почти шесть месяцев действия вторых минских соглашений договоренности оказались провалены почти по всем пунктам. На фоне политического кризиса с обеих сторон нарастает конфронтационная риторика. Пока стороны не рискуют возобновить полномасштабный военный конфликт, они используют экономические инструменты давления. Ранее Киев перекрыл электроэнергию Крыму и усилил транспортно-экономическую блокаду Донбасса.
В итоге самопровозглашенные республики и Киев начинают реализовать минские пункты, но по отдельности и каждый в своем понимании. Украина готовит поправки в конституцию без особого статуса для Донбасса, а самопровозглашенные республики грозят провести осенние местные выборы без участия Киева, форсировав госстроительство.
Конституция усилит Порошенко
Главный и самый спорный пункт Минска-2 — реализация автономного статуса Донбасса для проведения местных выборов.
Реальные цели Москвы — сохранить контроль над республиками при номинальной реинтеграции региона. Цели же Киева противоположны — вернуть реальную власть в регионе, исключить военно-политическое влияние России в Донбассе через контроль над восточной границей Украины.
В среду президент Украины Петр Порошенко презентовал проект изменений в конституцию Украины, касающихся децентрализации. Теперь базовой единицей административно-территориального устройства Украины станут общины, которым центр частично уступит полномочия, ответственность и финансовые ресурсы. Вместо назначаемых глав госадминистраций (в обиходе губернаторов) управление отдается местным исполкомам, подконтрольным местным избранным советам.
Однако конституция не ослабляет президентские полномочия: в стране появятся префекты для надзора за ее соблюдением местными властями, подчиняться они будут президенту. Предполагается, что они не будут вмешиваться в работу с бюджетными потоками, но станут выполнять надзорные функции.
При этом поправки оставляют больше вопросов, чем ответов. Предложенный проект не предусматривает особый статус для отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а лишь прописывает, что он будет определен специальным законом.
Ключевые вопросы для страны — обороны, внешней политики, национальной безопасности, верховенства права и соблюдения гражданских свобод — в любом случае остаются под контролем Киева. Сам президент Петр Порошенко подчеркнул, что не даст Донбассу автономный статус.
«Проект изменений в конституцию не предусматривает никакого особенного статуса Донбасса. Все эти мысли от лукавого», — прокомментировал Порошенко.
Самопровозглашенные республики отреагировали на поправки ожидаемо резко.
«Ни я, ни мой коллега Плотницкий не давали согласия на предложенную Порошенко концепцию конституционной реформы, — заявил Захарченко. — Более того, считаю откровенным издевательством подход, при котором Донбасс в этом проекте упоминается всего одной бессодержательной строчкой, да и то не в основном тексте конституции, а в переходных положениях».
Москва также высказала свое неодобрение. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков публично предложил Киеву перечитать минские соглашения.
«Донбассу необходим особый статус, и не в форме простого закона Украины, который легко можно отменить, а в виде поправки в конституцию», — объясняет источник претензии Москвы и контролируемых ей самопровозглашенных республик.
В случае отказа проблема Донбасса может быть заморожена, но остаются высокие риски войны, что «чревато постоянным очагом нестабильности для Украины», уверяет околокремлевский собеседник. «Москва и так идет на всевозможные уступки, куда дальше», — говорит он.
Унитарная модель записана в украинской конституции. И она полностью соответствует выраженным в соцопросах взглядам украинцев, которые «категорически против федерализации», парирует глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. По его словам, предложение сепаратистов — это договорной принцип отношений между территорией и центральной властью, а конфедерация неприемлема для Украины. Второе же предложение о праве создания районами некоторых отдельных ассоциаций внутри государства — это «путь разрушения государства изнутри».
«Россия предлагает Украине то, что не делала сама, предлагается это для того, чтобы разрушить украинское государство изнутри. При Ельцине эксперименты с договорным характером отношений субъектов в государстве проводились, но их быстро закончили после возникновения сепаратизма на Кавказе», — считает политолог.
В итоге Киев пошел на расширение прав, но не для регионов, а для базовых единиц местного самоуправления. Механизм роспуска президентом органов МСУ стал предохранителем от сепаратистских рисков.
Законопроект Порошенко критиковали некоторые депутаты Рады, например представители Радикальной партии. Однако критика была связана в первую очередь с опасностью усиления власти президента, поскольку на Украине нет такой сильной вертикали власти, как в России.
ЛНР и ДНР берут курс на госстроительство
Не дождавшись конституционного особого статуса для Донбасса, в самопровозглашенных республиках готовы форсировать ситуацию в сторону госстроительства. В четверг глава ДНР Александр Захарченко назначил выборы глав районов и городов на 18 октября. Из распространенного Донецким агентством новостей сообщения следует, что «в сложившихся по вине Киева условиях» в ДНР готовы «ради спасения» минских договоренностей самостоятельно приступить к их выполнению. По мнению Захарченко, дальнейшее промедление и затягивание «выгодно только украинской партии войны». ДНР объявила о готовности согласовать в рамках контактной группы в Минске мониторинг ОБСЕ на предстоящих выборах.
«Речь не идет о приглашении украинских избиркомов, — говорит прокремлевский политолог, глава Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. — Речь идет о подготовке закона о выборах, который не противоречил бы украинскому и соответствовал нормам БДИПЧ ОБСЕ».
То есть такие выборы пройдут формально соблюдая минские соглашения, но без реального участия Украины. Петр Порошенко охарактеризовал такой сценарий выборов как «безответственный с разрушительными последствиями для процесса деэскалации напряжения» в Донбассе.
«Обе стороны апеллируют к минским договоренностям, но проблема в том, что они сами достаточно неоднозначны», — указывает доцент РГГУ Сергей Маркедонов.
«А какие еще варианты? Каждая сторона демонстрирует неготовность играть по правилам оппонента. Вопрос, у кого первого сдадут нервы. Начавший боевые действия очень сильно подставится», — заключает Чеснаков.
Демилитаризация Широкино
Минские соглашения остановили полномасштабную войну в регионе, однако по всей линии соприкосновения сохраняются горячие точки. Одной из точек напряжения остается село Широкино близ Мариуполя, в котором постоянно идут бои.
2 июля ДНР объявила об одностороннем выводе всех своих войск из Широкино близ Мариуполя и пообещала больше не обстреливать село, часть которого контролируют ВСУ. Однако в пресс-центре АТО и батальоне «Азов» сообщили о продолжении боев в Широкино, утверждая, что ополченцы используют тяжелую артиллерию и танки. В ответ в минобороны ДНР обвинили украинских военных в обстреле села Саханка близ Широкино.
В ополчении демилитаризацию Широкино восприняли неоднозначно. Координатор негуманитарной помощи ДНР Александр Жучковский в фейсбуке назвал этот шаг «сдачей позиций».
В ЛНР полпред Владислав Дейнего пообещал повторить опыт демилитаризации, если он окажется удачным. Украинские же военные на этот шаг в Широкино вряд ли пойдут, поскольку боятся подставить под удар Мариуполь – крупнейший город в области под контролем Киева.
Возможные сценарии
Тупик изначально малореалистичных минских соглашений и неопределенность будущего Донбасса заставляют экспертов вновь прогнозировать различные сценарии для региона.
В июне бывший секретарь Совбеза Украины Владимир Горбулин в своей статье описал пять возможных сценариев для Донбасса.
Первый радикальный и маловероятный вариант – тотальная война с Россией, которой необходим доступ к Крыму и Приднестровью. Второй радикальный сценарий «стена» предусматривает окончательный отказ Украины от неконтролируемых территорий и полный разрыв с ними. При нем судьба этих территорий будет интересовать Украину только с точки зрения обеспечения ее собственной безопасности. Потеря территорий ударит по престижу страны и чревата длительным адаптационным периодом.
Третий радикальный сценарий «сателлитности» предусматривает поиск способов сепаратного мира с Россией на выгодных для нее условиях. То есть с признанием автономии Донбасса и отказом от возвращения Крыма. Такой вариант Горбулин называет «исторически самоубийственным и политически бессмысленным».
«Любой глава государства, пытающийся сделать это, сразу лишится власти», — согласен украинский политолог Фесенко.
Четвертый сценарий заключается в «замораживании» конфликта по образцу Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии. В нем, полагает бывший глава Совбеза, заинтересована Россия и часть стран Евросоюза. Суть его в том, что ДНР и ЛНР остаются в составе Украины на условиях предоставления им особых властных полномочий. В таком случае Киев снимает экономическую блокаду и принимает на себя бремя восстановления разрушенных районов Донбасса, а в ДНР и ЛНР сохраняется «марионеточный режим, контролируемый из РФ», который будет влиять на украинскую внешнюю и внутреннюю политику в интересах России.
Горбулин считает реалистичным для Киева пятый сценарий — «ни войны, ни мира».
Он предусматривает ограниченную войну против России и восточных коллаборационистов. Горбулин предлагает постоянно вести переговоры без окончательного фиксирования результатов. При этом наращивать военно-технологический потенциал для постепенного перехода к активной обороне и дальнейшей международной изоляции России. В то же время Украина должна продолжать сближение с НАТО и ЕС и попытаться сформировать оборонные союзы в Восточной Европе.
«Пятый вариант — «ни мир, ни война» — и нынешняя ситуация может затянуться на долгий период», — уверен Фесенко.