Россия предложила направить гуманитарную помощь на восток Украины, и помощь уже находится в пути. Как сообщило российское государственное телевидение 12 августа, около 300 грузовиков с продовольствием, медицинским оборудованием и генераторами отправились из базы в Подмосковье в осажденный город Луганск на востоке Украины.
Царит путаница в отношение того, что везут грузовики, и каким образом они пересекут границу с Украиной. Насколько Economist удалось узнать, конвой направился через Ростов, российский город, расположенный недалеко от границы. Этот хаос - следствие украинского недоверия: Россия подозревается в том, что гуманитарный конвой будет как «троянский конь» для вторжения.
Но гуманитарный конвой вряд ли будет прикрытием для вторжения. Если бы Путин решил начать вторжение, он не нуждался бы в прикрытии в виде грузовых автомобилей – у него имеются 45-тысячная группировка войск на границе с Украиной. России не нужно скрывать оружие в грузовиках с гуманитарной помощью.
Скорее всего, предложение российской помощи Луганску, городу, охваченному боями и оставшегося без воды или какого-либо руководства, это разумное решение Путин сделать что-то для защиты гражданского населения на востоке. Опрос аналитического института Левада-Центр показывает, что общественная поддержка российской военной интервенции в Украину снизилась с 40% до 26% в период с июня по июль, но поддержка невоенной помощи остается высокой. Либо российская гуманитарная помощь прибудет, что превратит Путина в миротворца, либо она будет заблокирована украинскими войсками, что позволит России оказаться в более выгодном положении.
Путин использует ошибки украинской власти и Запада: увеличение количества погибших мирных жителей в результате "антитеррористической операции" в Восточной Украине. 13 августа ООН опубликовали данные, что 2086 человек были убиты в ходе боевых действий, количество убитых удвоилось всего за две последние недели. По мере того, как украинские силы возвращают под свой контроль территории, находящиеся под контролем пророссийских повстанцев, их обстрелы часто разрушают мирные жилые районы.
Но конвой также несет в себе риск эскалации напряженности, а не облегчения ситуации. Любые военные действия на границе во время прохождения грузовых автомобилей на территорию Украины могут перерасти в более широкие столкновения, предвещающие задействование российских войск. После нескольких месяцев столкновений с антиправительственными силами, подозрения в Киеве высоки.
Более вероятно, что перерыв в боевых действиях на время оказания гуманитарной помощи - возможность замедлить темпы украинского наступления, и тем самым помочь превратить войну в замороженный конфликт.