Противоборствующие стороны, в соответствии с подписанным протоколом, остаются на позициях, которые занимали на момент объявления о прекращении огня.
Позиции сторон
Предыдущая встреча трехсторонней контактной группы по Украине (РФ, ОБСЕ, Украина) с представителями Донецкой народной республики и Луганской народной республики прошла 1 сентября в белорусской столице. На ней стороны представили свои переговорные позиции. В частности, самопровозглашенные республики призвали Киев признать их особый статус и в обмен на выполнение их требований пообещали приложить максимум усилий для сохранения единого пространства Украины.
Российская сторона выразила надежду на то, что призывы, которые изложены в плане Владимира Путина по мирному урегулированию ситуации на Украине, будут услышаны в Киеве, Луганске и Донецке.
Президент Украины Петр Порошенко в пятницу объявил, что он уже отдал приказ начальнику Генштаба о прекращении огня. "Исходя из призыва президента России Владимира Путина к руководителям незаконных вооруженных формирований Донбасса (ДНР и ЛНР) остановить огонь, подписания протокола на заседании трехсторонней контактной группы по имплементации мирного плана президента Украины, я отдаю приказ прекратить огонь", — сообщалось в заявлении Порошенко. Он рассчитывает, что минские договоренности, включая прекращение огня и освобождение пленных, будут четко соблюдаться.
Представители ДНР и ЛНР также заявили о готовности выполнять свою часть обязательств.
Всех на всех
Представитель ОБСЕ Хайди Тальявини сообщила, что протокол, подписанный участниками контактной группы в Минске, состоит из 12 пунктов (по заявлению ополченцев из 14), включая пункт о прекращении огня. Соглашение заключает в себе договоренность об отводе тяжелой техники и гуманитарной помощи, а также все аспекты контроля и обмена пленными. Позже российский посол Михаил Зурабов объявил, что обмен пленными затронет более одной тысячи человек с каждой из сторон внутриукраинского конфликта.
"Удалось договориться, что меняем всех на всех и в течение трех дней должны быть предоставлены технические согласования. Это прорыв. Должны быть обозначены места и подготовлена другая документация об обмене военнопленными", — уточнил Зурабов. Экс-президент Украины Леонид Кучма, представляющий Киев на переговорах, сообщил, что стороны обменялись списками военнопленных.
Тем временем пресс-секретарь вице-премьера ДНР Андрея Пургина заявил РИА Новости, что не нужно ограничивать сроки обмена пленными, поскольку точных списков задержанных нет. "Всех на всех менять — сложный процесс. Сроки не надо ограничивать. Списки еще до конца не подготовлены. Список украинских военных, которые у нас находятся, готов — там более 300 фамилий. А вот списка тех, кто находится у Киева, у нас нет — там же есть добровольцы из Харькова, из Одессы, из других городов", — сказал собеседник агентства.
По его словам, у украинской стороны много тех, кто числится пропавшими без вести. "Может получиться, что они отдадут несколько человек, а остальные останутся там. Вопрос до конца не проработан. Механизм передачи я не могу комментировать. Это будет ясно из текста меморандума", — добавил он.
Ранее представитель Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Андрей Лысенко заявил РИА Новости, что Киев готов приступить к обмену заложниками в самое ближайшее время. По его словам, по неподтвержденным данным, в руках у ополчения находятся "несколько сотен" украинских военных, еще около 200 силовиков числятся без вести пропавшими. Президент Украины Петр Порошенко заявил журналистам в пятницу, что обмен пленными может начаться уже в эту субботу, 6 сентября.
Хрупкий мир
Пока в Минске стороны договаривались о прекращении огня, в окрестностях аэропорта Донецка, который контролируют украинские силовики, по-прежнему продолжались артиллерийские дуэли.
Пресс-секретарь СНБО Лысенко заявил РИА Новости, что украинские силовики, скорее всего, откроют ответный огонь в случае, если режим прекращения огня будет нарушен со стороны ополчения. "Если мы явно увидим, что это нарушение со стороны ДНР и это угроза для мирного населения и военнослужащих, то, скорее всего, ответный огонь будет открыт", — сказал он. По его словам, украинская сторона не исключает, что именно ополчение нарушит режим прекращения огня.
Ранее пресс-секретарь Пургина заявил РИА Новости, что минская договоренность о прекращении огня будет соблюдаться, но ее аннулируют, как только прозвучит хоть один выстрел со стороны Киева. Несмотря на эти заявления, Леонид Кучма по итогам переговоров резюмировал, что все стороны были настроены на достижение мира. "Обстановка, которая была здесь, она говорит о том, что здесь действительно говорят на одном языке. У всех было желание, чтобы в этом регионе наступил мир. Я думаю, мы этого обязательно достигнем. Заседание в Минске было знаковым событием и первым шагом той огромной работы, которую нам предстоит еще сделать", — сказал Кучма.
Эксперты, опрошенные РИА Новости, называли минское соглашение знаковым, однако сомневаются, что основная договоренность — о прекращении огня — продержится больше недели.
Эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев считает, что режим прекращения огня не продлится и неделю и противоборствующие стороны используют его для решения тактических задач.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский назвал минское соглашение "перемирием без урегулирования". По его словам, в соглашении много пунктов и их все нужно проанализировать, "чтобы судить о его жизнеспособности". "Я верю, что, несмотря на возможные эксцессы, это перемирие будет более-менее устойчивым. Но я не очень уверен в том, что за ним последуют продуктивные, содержательные переговоры, которые закончатся референдумом", — сказал он.
Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов в свою очередь считает, что именно внутриполитические разногласия на Украине могут стать основной причиной нарушения перемирия. "Это уже, конечно, большой шаг вперед. Однако, с моей точки зрения, есть здесь очень серьезный фактор неопределенности. Он заключается в том, что ни Путин, ни Порошенко не могут в полной мере контролировать то, что происходит непосредственно на линии фронта", — поясняет эксперт.