Удивительное дело, празднику уже почти десять лет, а две трети россиян до сих пор не имеют понятия, что это такое. Согласно проведенному Фондом общественного мнения опросу, год назад 69 процентов респондентов знали лишь, что предстоит выходной, не догадываясь о его причинах. Варианты озвучиваются самые разнообразные: от дня конституции, согласия и примирения, октябрьской революции и праздника терпимости до предположений, что чествуют фашистов, вызванных, вероятно, маршами националистов. Для того, чтобы расставить все точки над i, в ближайшие дни на нашем портале будет опубликована серия материалов, посвященная этой дате. И начать стоит, наверное, с истории вопроса.
Конец династии Рюриковичей положил в России начало периоду, названному Смутным временем. После завоевательных походов Ивана Грозного и Ливонской войны экономическое состояние страны оставляло желать лучшего. Обострили ситуацию неурожайные годы и страшный голод, унесший множество жизней. Помещики не могли прокормить своих слуг и холопов и выгоняли их на улицу. Росло число банд и грабежей.
На фоне всего этого усиливались слухи, что наследник Ивана Грозного царевич Дмитрий жив, и Борис Годунов правит незаконно. Вскоре объявился самозванец Лжедмитрий I, заручившийся поддержкой польского короля Сигизмунда, и в компании иностранного войска пошел в наступление на Москву. Однако въехать в Кремль ему удалось лишь после смерти царя Бориса и его наследника. Вскоре, в ходе очередного переворота, был убит и сам Лжедмитрий. Царем стал организовавший переворот князь Василий Шуйский.
Но народ относился к новому правителю скептически. Опять же к тому моменту новый претендент на престол — Лжедмитрий II - начал осаду Москвы. Последней каплей оказалось поражение русских войск от поляков под Клушиным. Снова произошел переворот, организованный Боярской думой, в результате которого Василий Шуйский был свергнут и насильно пострижен в монахи. Переходное правительство, так называемая «семибоярщина», оказалось в окружении с одной стороны — поляков, а с другой — сопровождаемым их же войсками Лжедмитрием II. Сторонников последнего в Москве хватало, так что бояре справедливо опасались, как бы следующий переворот не случился уже по их головы. Ища защиты от народа, изменники де-юре присягнули на верность сыну польского короля Сигизмунда Владиславу. Фактически же бразды правления так и остались в их руках.
Таким образом осенью 1610 года в Москву вступило восьмитысячное польское войско, обосновавшееся в Кремле и Китай-городе. Народу иноземцы, которые вели себя будто в завоеванном городе, по душе не пришлись. Появились локальные очаги восстаний. Поддерживали подобные настроения и за стенами Белокаменной. Весной 1611 года возле Москвы появился многочисленный отряд народного ополчения под предводительством князя Дмитрия Трубецкого, атамана Ивана Заруцкого и рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. Основную ударную мощь составляли рязанские дворяне и тушинские казаки.
К тому моменту в Москве вспыхнуло восстание, одним из руководителей которого был князь Дмитрий Пожарский. Однако Первое ополчение не успело к нему присоединиться — полякам удалось подавить бунт, а большая часть города была сожжена. Тем не менее ополченцы заняли Белый город и часть Китай-города. Предводители ополчения встали во главе нового правительства этих территорий. Однако начались распри между казаками и дворянами, что в итоге привело к убийству Ляпунова. Дворянство бежало, и под Москвой остались лишь казаки во главе с Заруцким и Трубецким.
Второе ополчение начало формироваться осенью 1611 года в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты Кузьми Минина. В его ряды охотно вступали со всего Поволжья. Возглавить же войско Минин призвал Дмитрия Пожарского. Весной 1612 года Второе ополчение выступило на Москву.
Остатки их предшественников подмоге, на удивление, не обрадовались. Заруцкий даже попытался организовать покушение на Пожарского, однако после неудачи бежал из под Москвы вместе со своими казаками. Войско Трубецкого, впрочем, в итоге объединилось со Вторым ополчением.
А в то же самое время к Москве шел польский обоз с продовольствием — в течение осады у иноземцев в Кремле стремительно заканчивались запасы. В начале осени сопровождение обоза и в полтора раза уступающее ему по численности ополчение встретились. Несколько попыток прорвать осаду и доставить продукты в Кремль потерпели неудачу, и польское войско бежало, оставив обоз в качестве трофея Минину и Пожарскому. Осажденные стали голодать. Казаки тем временем взяли Китай-город, оттеснив поляков в Кремль. В тот же день начались переговоры о капитуляции интервентов. Пять дней спустя королевский гарнизон сдался, а народное ополчение вступило в освобожденный Кремль.
4 ноября (по юлианскому календарю — 22 октября) — день взятия Китай-города. День, когда благодаря решимости и действиям сплоченного народа у иноземных захватчиков не осталось ни шанса. День, который ассоциируется с окончанием эпохи Смутного времени.
И очень символично, что праздник, посвященный событиям четырехсотлетней давности, был введен именно десять лет назад. В то самое время, когда позади осталась современная смута - до боли напоминающие лихолетье «лихие» 90-е. Да, не было внешних интервентов, но иностранные консультанты диктовали свою волю послушным российским политикам, по аналогии с «семибоярщиной» у нас была «семибанкирщина», а народ, как и 400 лет назад был брошен на произвол судьбы.