К числу таких проблем автор статьи в The Wall Street Journal Саймон Никсон относит миграционный кризис, подпитывающий популярность популистских партий, настроенных против ЕС, необходимость бороться с «российской агрессией» в Восточной Европе, а также — выстраивать новые отношения с Великобританией (внутренняя проблема, которая скоро превратится во внешнюю), передает RT.
«В прошлом тёмные внешнеполитические компромиссы были делом национальных правительств, но природа сегодняшних вызовов и возросшее могущество самого ЕС требуют общеевропейского ответа», — убеждён журналист. По его мнению, сегодня перед Европейским союзом встаёт множество вопросов: как найти подход к странам, не желающим становиться частью правовой системы ЕС? как защищать свои интересы, оставаясь верным самопровозглашённым европейским ценностям? не является ли сложная управленческая структура ЕС и противоречащие друг другу интересы стран-членов угрозой способности союза действовать стратегически?
В недавнем прошлом ЕС уже продемонстрировал свою способность к стратегическим действиям в ответ на внешний кризис, считает издание. Приводится в пример сделка с Турцией в 2015 году, с помощью которой удалось остановить поток мигрантов через Эгейское море. Евросоюз тогда заплатил турецкой стороне за размещение беженцев у себя, несмотря на обвинения в том, что подобная практика противоречит европейским ценностям и нарушает международное законодательство, напоминает WSJ. Как утверждается в статье, ЕС также закрывал глаза на тайные соглашения итальянского правительства с властями Ливии с целью прекращения потока мигрантов через Средиземное море.
Ещё одним доказательством способности ЕС противостоять внешним угрозам автор статьи считает тот факт, что Евросоюзу удалось (к удивлению многих его членов) оставить в силе жёсткие санкции в отношении России и продолжить укреплять связи со своими восточными соседями: Украиной, Грузией, Молдавией, Арменией, Азербайджаном и Белоруссией.
Как напоминает издание, в следующем месяце 25 стран-членов ЕС должны заключить соглашение о постоянном структурном сотрудничестве, обязывающее стороны координировать закупки вооружений и осуществлять совместное планирование военных операций. «Эта инициатива, десять лет находившаяся в стадии переговоров, стала ответом на давление со стороны США, которые требовали от ЕС взять на себя больше ответственности за собственную безопасность», — отмечает издание.
Тем не менее способность ЕС противостоять внешним угрозам остается слабой, уверяет WSJ: «Военные аналитики сомневаются, что соглашение, известное как PESCO, будет способно преодолеть разногласия между государствами и позволит проводить совместные военные операции». Разногласия внутри ЕС также мешают ему выработать единую позицию по отношению к Восточной Европе и перспективе вступления в ЕС Украины, Грузии и Молдавии, сообщает издание.
Но главным испытанием для ЕС, по мнению автора статьи, может стать брексит, поскольку «вопрос о взаимоотношениях ЕС с его ближайшим соседом и шестой по размеру экономикой в мире не может решаться только в юридических терминах: ЕС также должен взвесить долгосрочный риск превращения Великобритании в ещё одну внешнюю дестабилизирующую силу в сложной европейской политике».
Дальнейшая судьба ЕС будет зависеть от этих внешних проблем больше, чем от внутренних, полагает издание.