В итоге Асад может продержаться на посту президента даже дольше, чем Трамп, передает RT со ссылкой на The New Yorker.
«Несмотря на гибель в сирийской гражданской войне ни много ни мало полумиллиона человек, десятки из которых погибли от химического оружия, администрация Трампа теперь готова согласиться на сохранение власти Башара Асада до следующих президентских выборов в Сирии, назначенных на 2021 год», — с возмущением констатирует обозреватель журнала The New Yorker Робин Райт. Как отмечает автор статьи, это решение, озвученное высокопоставленными представителями США и Европы, перечёркивает все прежние заявления американских властей о том, что отставка Асада — одно из условий мира в Сирии.
Как напоминает журналист, ещё в октябре госсекретарь США Рекс Тиллерсон говорил, что «Соединённые Штаты хотят видеть объединённую, сплочённую Сирию, в правительстве которой не будет места для Башара Асада». Однако с тех пор позиция американских властей претерпела изменения.
«Решение США отражает ограниченность возможностей администрации, военные реалии на местности и успехи союзников Сирии, России, Ирана и «Хезболлы» в помощи осаждённому режиму Асада», — отмечает обозреватель.
«Принятое Россией в 2015 году решение отправить на помощь Асаду военно-воздушные силы, многие считают главным поворотным моментом для режима, не пренебрегавшего самыми крайними мерами для удержания власти», полагает автор.
По словам журналистки, сирийское правительство и его союзники, Россия, Иран и «Хезболла», «объединили то, что ещё год назад было отдельными частями территории». Они контролируют сегодня все крупные города, бывшие некогда «жемчужиной на короне» оппозиции: Дамаск, Хаму, Хомс, Латакию и Алеппо — часть страны, которую американские аналитики называют «полезной Сирией», — уточняет обозреватель.
Америка воюет в Сирии с 2014 года, напоминает автор. При этом США уже потратили на эту войну более $14 млрд — то есть более $13 млн в день — и отправили для помощи повстанцам 2 тыс. американских военных.
Победа Асада — только отчасти заслуга его союзников, считает Райт. Что не менее важно, поддерживаемые американцами силы оппозиции оказались слабы: «они перессорились между собой и разделились на части». За семь лет гражданской войны в стане оппозиции не появилось сильного лидера, который мог бы стать жизнеспособной альтернативой Асаду, отмечает журналистка. «Их требование отставки Асада как неотъемлемое условие заключения мира всё меньше соотносится с реальностью», — считает автор статьи.
Что касается дипломатического поля, здесь Вашингтон также был отодвинут на задний план «влиятельной тройкой России, Ирана и Турции», которая теперь руководит процессом заключения мира, полагает обозреватель The New Yorker. Так, несколько раундов мирных переговоров в Женеве при поддержке ООН не имели результата и были вытеснены организованным «тройкой» процессом в Астане.
«В самом начале администрация Трампа надеялась, что по вопросу Сирии она сможет достичь компромисса и добиться сотрудничества с Россией», — полагает автор. Но в апреле, после химической атаки в городе Хан-Шейхун, обстановка накалилась: глава Белого дома отдал приказ о бомбардировке военной базы сирийского правительства и объявил войну лично Башару Асаду.
«Однако теперь, принимая во внимание политические и военные реалии, представители США заключили, что смена власти будет осуществляться путём честных выборов при поддержке ООН», — недоумевает автор. По её словам, дипломаты уверены в том, что проведение свободных и честных выборов в разрушенной стране, половина населения которой находится в статусе беженцев за границей, «будет беспрецедентным испытанием». К тому же для появления новой, более надёжной оппозиции нужно время, уверена журналистка.
«В зависимости от результата выборов 2020 года в США Асад может всё ещё быть у власти, когда Трамп покинет свой пост», отмечает обозреватель. Более того, по её словам, американские высокопоставленные лица опасаются, что Башар Асад может выиграть выборы 2021 года в Сирии и «остаться у власти ещё на много лет».