Сегодня она возвращается в регион с помощью инвестиций, дипломатии и военной техники, пишет Бретт Форрест из The Wall Street Journal, передает RT.
Российское присутствие в районе Карибского бассейна на сегодня ощущается «сильнее, чем когда-либо в период после окончания холодной войны», комментируют эксперты. Впрочем, в сравнении с временами противостояния двух блоков, Карибского кризиса и витающими в воздухе угрозами ядерной войны, сегодня ставки куда ниже. Но это не умаляет конкуренции за влияние в этом регионе и в Латинской Америке в целом.
Как и его предшественник генерал Джон Келли, глава Южного командования ВС США адмирал Курт Тидд считает, что Москва «использует орудия «мягкой силы» в попытке бросить вызов лидерству США в Западном полушарии».
Действительно, например, в последние месяцы Кремль активно и в разных направлениях развивал отношения с «крошечным государством Гренадой». Летом в Москве открылось гренадское посольство, а в сентябре страны ввели безвизовый режим. Для небольшой страны в Карибском бассейне это означает инвестиции, торговлю и туристов.
«Для нас Россия — выход на Евразию. Мы видим в ней огромный рынок», — утверждает посол Гренады в России Олег Фирер. Власти двух стран обсуждают сотрудничество в сфере сельского хозяйства, энергетики, недвижимости и технологий. При этом министр международного бизнеса Гренады Николас Стил заверяет, что покупать у России оружие его страна не собирается: «Во время последней холодной войны мы так делали. Мы привязали себя к одной определённой доктрине, одной определённой стране и нажили проблем на свою же голову. На данный момент наши отношения (с Россией. — ИноТВ) строятся исключительно на экономическом интересе».
Впрочем, не все южноамериканские государства руководствуются такой логикой, подчёркивает автор статьи. Осенью Москва заявила, что готовится к подписанию договора о военном сотрудничестве с Суринамом. Посол государства в США Ниермала Бадрисинг отметила, что её страна также развивает взаимодействие с Россией в области торговли, науки и туризма.
Но и в военной сфере, как выясняется, Россия тоже разворачивает свою деятельность. Не так давно американские военные заметили у Восточного побережья США российский разведывательный корабль. По мнению некоторых экспертов, всё это тоже делается с расчётом бросить вызов Вашингтону в ответ на «то, что российские власти видят как вторжение США и НАТО в Восточную Европу».
«Россия искала способ направить США стратегический сигнал: «Если будете ошиваться здесь у нас, то мы тоже будем это делать — у вас на заднем дворе», — объясняет эксперт по Латинской Америке Эван Эллис из Института стратегических исследований армии США.
Хотя после распада СССР в 90-е интерес Москвы к Латинской Америке существенно снизился, всё изменилось в 2008 году, когда вновь пришедший к власти никарагуанский лидер Даниэль Ортега признал независимость Абхазии и Южной Осетии после российско-грузинского конфликта. Вскоре Никарагуа принимал российские транспортные вертолёты.
В период между 2001-м и 2013 годом, по оценкам аналитиков, Россия продала латиноамериканским странам оружия на $14,5 млрд. Большая часть сделок проводилась с Венесуэлой. После начала украинского кризиса Москва усилила свои попытки наладить отношения со странами Западного полушария. Владимир Путин посетил Аргентину, Бразилию, Кубу и Никарагуа.
С тех пор Россия активно поддерживает сотрудничество со множеством стран в регионе в области освоения натуральных ресурсов, научных разработок. И пока Москва уверенно идёт вперёд, а США бездействуют, латиноамериканские государства могут с ещё большей готовностью заключать новые партнёрства, отмечает Форрест.