В связи с кончиной национального лидера в Сингапуре объявлен недельный траур
Сингапур скорбит по своему руководителю, за считанные десятилетия превратившему бедную колонию в процветающее государство.
Как ранее сообщал "Российский Диалог", первый премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю скончался после тяжелой болезни вечером 22 марта. Гениальный политик, в свое время совершивший истинное экономическое чудо, ушел из жизни на 92 году.
К моменту обретения независимости в 1965 году Сингапур представлял собой маленькую бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительные материалы. Отношения с соседями также были далеки от идеала, около трети населения нового государства открыто симпатизировали коммунистам, а коррупция поразила почти всю вертикаль власти.
«В 1959 году, когда я стал премьер-министром, объем ВНП на душу населения составлял $400. В 1990 году, когда я ушел в отставку, он вырос до $12,2 тыс., а в 1999 году достиг $22 тыс.», — писал Ли Куан Ю в своей книге «Сингапурская история. Из третьего мира — в первый».
Ли Куан Ю и основанная им в 1954 году партия «Народное действие» сделали ставку на осуществление долгосрочных проектов, которые разрабатывались под руководством иностранных специалистов. Основными задачами модернизации стали развитие трудоемкой промышленности, повышение уровня образования, строительство дешевого жилья, преобразование города-государства в региональный узел Азии.
Именно экспортно ориентированное производство стало главным генератором роста экономики. За основной критерий была взята конкурентоспособность продукции, целью стала модернизация промышленности, а также реформы в социальном секторе. В связи с этим в 1973 году государство начало всячески поощрять создание различных проектов в новейших отраслях, таких как нефтехимия, машиностроение, электронная промышленность. Для поддержания высокой конкурентоспособности по мере становления той или иной компании, укрепления предприятия правительство уменьшало и даже прекращало свои финансовые влияния.
С этим же связано и то, что в новом Сингапуре госкомпании не получали никаких привилегий и льгот, оперировали на равных с частными предприятиями. Главным для существования компаний были именно конкурентоспособность и, соответственно, прибыльность.
Таким образом, правительство Сингапура устранило неэффективность государственного предпринимательства, а также коррупцию, которая до прихода к власти «Народного действия» была одним из основных «пороков» старого Сингапура. Для искоренения коррупции применялись особенно жесткие методы.
Ли Куан Ю приписывают одну из знаменитых фраз о методах борьбы с коррупцией: «Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что».
Помимо достаточно строгой законодательной системы для противодействия коррупции были подняты зарплаты руководящих чинов и министров с целью устранить повод брать какие-либо взятки.
Ставка на эффективность, борьбу с коррупцией, а также на мировую конкурентоспособность Сингапура привела к тому, что в этой стране были практически полностью устранены кумовство и семейственность на каких-либо важных должностях. Фактически в Сингапуре была власть меритократии, когда высокий пост можно было получить только благодаря заслугам и умениям.
Правительство Ли Куан Ю уделяло и особое внимание сведению бюджета. С момента прихода к власти «Народного действия» соблюдалась строгая дисциплина по бюджету, его старались делать бездефицитным.
В связи с этим руководство страны отказалось от займов и долговых обязательств в пользу иностранных инвестиций. Сингапур стал первым в Юго-Восточной Азии, кто начал широко привлекать иностранный капитал, благодаря которому удавалось эффективно модернизировать промышленность. Крупнейшие мировые компании, которые приходили в Сингапур, строили капиталоемкие и наукоемкие предприятия, привозили современные технологии.
Привлечению иностранных инвестиций поспособствовала и гибкая налоговая политика, а также поблажки зарубежным компаниям, которые благотворно сказались на развитии Сингапура. В первое десятилетие, до 1970-х годов, в приоритетных отраслях промышленности (пионерными отраслями государства считались нефтеперерабатывающая промышленность, судостроение, текстильное производство) иностранные и национальные предприниматели на пять лет освобождались от подоходного налога, от импортных пошлин на сырье и оборудование, а также получали возможность ускоренной амортизации.
Благодаря этому только с 1965 по 1970 год иностранные инвестиции в промышленность Сингапура составили свыше 4 млрд сингапурских долларов.
Такая политика по привлечению инвестиций позволила быстро, в сжатые сроки создать пионерные отрасли, которые дали толчок дальнейшей перестройке всей структуры экономики. Сингапур продолжает оставаться страной, привлекательной для иностранных инвесторов. В 2010 объем ПИИ в Сингапур составил $38,6 млрд, что было равно 48,8% всех прямых иностранных инвестиций в страны АСЕАН в целом.
Курс на привлечение иностранных инвестиций и широкую поддержку иностранных компаний привел к тому, что уже во второй половине 1980-х годов Сингапур, не имея собственной нефти, стал крупнейшим центром ее переработки и торговли нефтепродуктами в Юго-Восточной Азии.
Страна стала одним из лидеров по судостроительному производству и производству электроники.
В 1981 году Сингапур определил следующий этап развития промышленности, на котором требовалась ультрасовременная инфраструктура мирового класса, комплекс взаимосочетаемых и взаимодополняемых воздушных, морских, телекоммуникационных связей и эффективной логистики. Именно логистике обязано развитие важного компонента внешнеэкономических операций Сингапура — реэкспортной торговли.
Успешное реформирование социального сектора — еще одна особенность модернизации Сингапура.
Руководство страны ликвидировало основные проблемы социальной сферы города-государства. Во-первых, была устранена высокая безработица, которая определенное время была серьезной проблемой: в 1960 году она достигала 13,5%. Благодаря комфортным условиям для бизнеса и благоприятному инвестиционному климату многие транснациональные корпорации размещали в Сингапуре свои производства, в результате чего было создано огромное количество рабочих мест.
Вслед за этим была решена и проблема образования: требующее высокой квалификации высокотехнологичное производство дало стимул к повышению образования работников.
Появлялись целые проекты, спонсирующие образование студентов за рубежом, власти Сингапура смогли сделать образование и умения престижными.
В результате реформ Сингапур к концу XX века превратился из бывшей бедной колонии Британской империи в одно из самых богатых государств Азии. Жесткие реформы, которые, с одной стороны, сделали Сингапур одним из самых «полицейских» государств в мире, с другой стороны, позволили поднять уровень жизни населения на уровень выше всех восточноевропейских государств, а также стран постсоветского пространства.
Впрочем, возможно, в успехе Сингапура свою роль сыграли не только экономические реформы и льготы для бизнеса, но также и внутренний стержень общества.
В стране, где отсутствовала и отсутствует до сих пор национальная идея или догма, главным остается рациональный прагматизм.