Впервые о гигантских подлодках проекта 941 "Акула" стало известно после выступления Леонида Брежнева на съезде КПСС в начале 1981 года. Тогда генсек заявил: "Американцами создана новая подводная лодка "Огайо" с ракетами "Трайдент-I". Аналогичная система "Тайфун" имеется и у нас". Впрочем, Брежнев не сказал главного: советская лодка во многом превосходила американскую, об этом идет речь в материале 42.tut.by
Непотопляемый ядерный арсенал
У советских конструкторов получилось построить не только самую большую, но и одну из самых безопасных подлодок.
Внутри стального корпуса "Акулы" расположены пять прочных обитаемых корпусов, изготовленных из титановых сплавов. Отдельно располагались торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек.
Ракеты находятся между двумя параллельно расположенными прочными корпусами, замкнутыми в общую оболочку. Экипаж может свободно перемещаться между ними. В каждом корпусе расположена собственная энергетическая установка, работающая на свой винт.
Поэтому взрыв торпеды, как это произошло, например, на подлодке "Курск" (проект 949), не приведет к разрушению нескольких носовых отсеков и гибели моряков. К слову, на случай ЧП в подлодке проекта 941 были предусмотрены две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж.
Высокая прочность конструкции подлодки необходима была и для действий в Арктике — при всплытии подлодка просто проламывала толстый лед до 2−2,5 м. В отличие от советской "Акулы" американские "Огайо" были предназначены для боевых дежурств в открытом океане в сравнительно теплых широтах — в ВМС США плавание в Арктике считается очень рискованным.
Оружие возмездия
Своими размерами "Акула" обязана вооружению — ракетам Р-39. Они были почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога — БРПЛ "Трайдент". Масса советской ракеты составляла 90 тонн, длина — 16 метров. Из-за таких габаритов для погрузки ракет пришлось проектировать специальный кран грузоподъемностью более 100 тонн.
Для перевозки Р-39 морем был построен специальный ракетовоз-погрузчик ("Александр Брыкин" — проект 11 570) с полным водоизмещением 11 440 тонн. Для сравнения: у американского ракетного крейсера типа "Тикондерога" водоизмещение 9800 тонн.
Всего на подлодке находилось 20 тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Р-39, каждая из которых несла 10 боевых блоков мощностью 200 килотонн каждый.
"Наша подлодка была "оружием возмездия". Перед нами не стояла задача нанести упреждающий удар, а только ответить противнику на его агрессию. Даже если после атаки выживала всего одна "Акула" из шести, залпа всех ее ракет хватило бы, чтобы превратить территорию врага в радиоактивную пустошь", - вспоминал служивший на подлодке проекта 941 "Акула" писатель-маринист Эдуард Овечкин.
Задача стояла — бить по площадям, чтобы нанести максимально возможный ущерб. "Акулы" были одним из главных сдерживающих факторов для наших противников и гарантией от развязывания Третьей мировой.
Надо отметить, что, хотя Р-39 превосходила по мощности американскую ракету "Трайдент-1", но уступала по всем характеристикам "Трайдент-2" (в точности, дальности полета и мощности).
Дорого для России
Всего было запланировано к постройке десять подводных ракетоносцев проекта 941, первый из которых заложили на заводе "Севмаш" в 1976 году. Впрочем, построить всю серию так и не удалось. По договору ОСВ (Переговоры об ограничении стратегических вооружений) седьмую лодку серии разобрали прямо на стапеле.
Начавшаяся перестройка поставила крест на дальнейшей боевой службе этих уникальных субмарин. У российского правительства не было денег, чтобы поддерживать эксплуатацию столь дорогого оружия. Поэтому подлодки большую часть времени стояли у причала. Первым из состава боевого флота вывели подводный крейсер под номером ТК-202, затем ТК-12 и ТК-13. Это произошло в 1997−98 годах.
Новые союзники России — США и НАТО — уделяли особое внимание теме ликвидации "Акул", поэтому оплатили 75−80% стоимости уничтожения этих подлодок. Российско-американская программа ликвидации "Акул" носила название "Совместное уменьшение угрозы".
Еще две лодки под номерами ТК-17 и ТК-20 ожидают утилизации к 2020 году. В строю находится только одна лодка проекта 941 — ТК-208 "Дмитрий Донской".
Ранее СМИ рассказали о перспективных российских субмаринах для Тихоокеанского флота.
Напомним, в России создают субмарины, которым США не способны противостоять.