Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем сказал, что позиция стран, поддерживающих террористов, изменилась после того, как они убедились, что осуществить заговор против Сирии невозможно. Также он отметил, что никто, кроме сирийского народа, не может определить будущее Сирии.
«Кризис в Сирии находится в завершающей стадии, а сирийский народ последовательно восстанавливает то, что разрушили террористы», — сказал министр Аль-Муаллем в интервью телеканалу «Аль-Маядин». «Это заставляет меня думать, что первые победы сирийской арабской армии и ее союзников в освобождении многих районов в течение короткого периода привели к изменению позиций стран, которые поддерживали террористов. Теперь они уверены, что достижение поставленных целей таким способом стало невозможным».
Он подчеркнул, что цель состоит в том, чтобы освободить каждый дюйм сирийской земли: «Когда мы говорим, что мы не полагаемся на политику и стратегии других стран, мы полагаемся на наш народ, а также на решимость наших вооруженных сил и наше руководство. Никто кроме сирийского народа не может определить будущее Сирии. Отсюда я могу с уверенностью сказать, что, несмотря на то, что они планировали в течение семи лет, они потерпели неудачу.»
Касательно присутствия США на территории Сирии, Муаллем сказал, что «российскую операцию следует отличать от американского присутствия, которое является агрессией против суверенитета Сирии. У нас есть доказательства того, что, когда американские самолеты бомбардируют пригороды Ракки и Дейр-эз-Зора под предлогом борьбы против террористов, гибнут тысячи мирных людей, преимущественно женщины и дети».
Министр Муаллем отметил: «США следует спросить, раскрывают ли они лидеров террористических организаций из Дейр-эз-Зора или хранят эту информацию для публикации в других местах. Они по-прежнему считают, что террористические организации — важный инструмент для достижения своих целей и активно его используют».
Министр Муаллем выразил глубокие соболезнования по поводу смерти российского генерала-лейтенанта Валерия Асапова в Дейр-эз-Зоре.
«Мы гарантируем безопасность нашего народа. Но мы не можем заставить кого-либо добровольно вернуться на Родину. Но я думаю, что большинство из них готовы вернуться», — сказал он, — «они вернутся, чтобы внести свой вклад в восстановление инфраструктуры. Я думаю, что они не смотрят на нынешнее состояние сирийской экономики, но смотрят на её будущее».
На встрече с ливанским коллегой в штаб-квартире ООН Муаллем пояснил, что встреча с министром иностранных дел Ливана была продиктована историческими и географическими реалиями. «Я был рад встретиться с министром Джебраном Бассилем и обсудить с ним несколько тем, представляющих взаимный интерес. В будущем нас ждут позитивные перспективы. Мы не собираемся привлекать никого к ответственности, но у нас есть определённое отношение к ним.».
«Во время нашей встречи осенью 2014 года он знал подробности того, что происходит в Сирии, поэтому, когда он сказал, что будет бороться с терроризмом совместно с другими странами до его полного уничтожения, я сказал ему, что это замечательно, так как он человек, который может творить чудеса. Он сказал, что я прав, и действительно доказал это».
Муаллем отметил, что Россия сегодня является ключевым игроком на международной арене в отношении кризиса в Сирии и ограничений в масштабе российской поддержки нет. Он указал, что Российская Федерация четко определила свою позицию как по Сирии, так и по Ирану. Эту позицию уже не изменит ни один фактор.
Отвечая на вопрос, министр Муаллем сказал, что «военные базы США являются временными и не закрепляют своё присутствие в Ат-Танфе. Россия также считает, что вопрос о курдах является внутренним сирийским вопросом. Сирийское правительство в будущем должно вести диалог с данной группой населения.
Муаллем отметил, что история показывает, что Соединенные Штаты всегда отказываются от своих союзников в корыстных интересах, поэтому нет смысла беспокоиться по этому вопросу.
Что касается референдума о разделении Ирака, министр вновь заявил, что любой шаг на пути к фрагментации Ирака является неприемлемым. Он указал на то, что Сирия признает единый Ирак и планируют укреплять с ним отношения. Лучшим вариантом в этой ситуации видится мирное сосуществование различных групп иракского народа до тех пор, пока страна вновь не станет ведущем политическим игроком.
«То, что происходит сегодня, будь то в Курдистане или на севере Сирии, является результатом ошибок международной политики, в которых виноваты все, кто поддерживал террористические организации для ослабления центрального правительства. Так как эти игроки не достигли своих целей, чётко обозначился курдский вопрос, — сказал министр. — Действительно наш приоритет в Сирии и Ираке уничтожить ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) и другие террористические организации, но мы не признаём, что с этим можно справиться за счёт международных атак».
Муаллем рассуждает, изменила ли Турция свою политику в отношении Сирии после недавнего соглашения в Астане и документа об освобождении Идлиба. Он отметил, что исполнение этих соглашений гарантируется Ираном, Россией и Турцией. Так что это испытание для Турции. Будет ли освобождена данная территория и смогут ли сирийцы вернуться домой, будущее покажет.
В ходе встреч в Женеве Муаллем сказал, что женевский процесс по-прежнему не продвинулся дальше, астанинских соглашений. Хотя переговоры в Женеве и в Астане должны дополнять друг друга. К сожалению, Женева по-прежнему подчиняется мнениям игроков, которые выступают против сирийского народа. Нейтралитет же не поможет развитию процесса.
Что касается заявления США о любом участии Ирана в Сирии, Муаллем сказал, что «Соединенные Штаты не имеют права возражать против чего-либо, одобренного сирийским правительством… Мы приветствуем участие Ирана и постоянно консультируемся с ним». Министр также отметил, что встреча в Астане оказалась успешной и инициативы всех сторон продвинули работу в интересах сирийского народа.
Отвечая на вопрос о том, чем руководствуется Сирия в свете роли США в регионе, он говорит, что «я опирался на семь лет побед сирийской арабской армии и непоколебимость сирийского народа. Заговор начался не сегодня, а семь лет назад. Я пришел к выводу, что этот заговор не достиг своих целей, — сказал он. — Стратегия не придавать большого значение этому заговору, основанная на практическом опыте, продиктованном кризисом в Сирии, доказала свою эффективность».
Г-н Муаллем подчеркнул, что сирийцы — это те, кто построит Сирию как внутри страны, так и за её пределами совместно со своими партнёрами. Президент Башар Асад активно продвигает восточную политику, потому что сирийские партнеры расположены на Востоке. Среди них Китай, Россия, Иран, Индия и даже Пакистан: страны, которые не выступают против Сирии.
Он также продолжил, что «у нас есть огромный человеческий потенциал, и мы не можем смириться что какие-либо государства или иные игроки сначала убивают наших людей, а затем призывают к восстановлению страны — это неприемлемо. Если европейцы хотят участвовать в восстановлении страны, то они должны отменить санкции и перестать поддерживать террористов. Сейчас независимость решений Европейского Союза в регионе под вопросом, так как ведущая роль принадлежит атлантическому треку».