Эр-Рияд долгие десятилетия выступал в качестве одного из главнейших противников Москвы на Ближнем Востоке, однако, по всей видимости, после приезда короля Салмана ситуация резко изменится, пишет президент Нью-Йоркского консалтингового бюро Николай Пахомов в своей статье для The National Interest.
Анализируя перспективы сотрудничества между двумя странами, эксперт отмечает два интересных факта. Первый из них заключается в том, что многие западные страны обвиняют российского президента в "попытках оживить советские амбиции на международной арене». Как полагает Пахомов, действительно ли это так — неясно, однако нынешний внешнеполитический курс Москвы во многих регионах действительно "заходит дальше, чем когда-либо заходил курс советский", и это особенно наглядно показывает ситуация на Ближнем Востоке. Отношения Советского Союза с четырьмя ключевыми державами этого региона — Израилем, Ираном, Турцией и Саудовской Аравией — всегда были не слишком тёплыми, однако сегодня лидеры трёх из них регулярно посещают Москву, а теперь к ним присоединился и король Салман, напоминает автор.
Между тем, продолжает Пахомов, хотя саудовский монарх и был первым представителем своей династии, прибывшим в российскую столицу, его страна может быстро нагнать остальных ближневосточных игроков в плане объёмов сотрудничества с Россией. Кроме того — и здесь автор подходит ко второму интересному факту, — многочисленные разногласия, существующие между Москвой и Эр-Риядом, на деле вовсе не мешают им работать вместе в тех областях, где это возможно.
Несмотря на то что ещё в прошлом году Россия и Саудовская Аравия, казалось, стояли на пороге полномасштабного конфликта в связи с соперничеством на международном энергетическом рынке, а также в Сирии, в этом году в их отношениях произошёл "резчайший" разворот, констатирует Пахомов. Это, впрочем, вовсе не уникальный случай: так, после того, как турецкие ВВС в конце 2015 года сбили российский военный самолёт, Москва и Анкара пережили период резкого "обострения враждебности" — но минуло лишь два года, и их связи вновь "прочнее некуда", подчёркивает аналитик. В случае с Саудовской Аравией аналогичного обострения, вероятно, удалось избежать благодаря личному вмешательству короля Салмана, и это вполне объяснимо, ведь, несмотря на все различия, между двумя странами просто нет вопросов, требующих бескомпромиссной борьбы, рассуждает эксперт. В свою очередь, Москва никогда не объявляла Саудовскую Аравию своим врагом — даже в те времена, когда в Дагестане и "мятежной Чечне" стал укрепляться доминирующий на саудовской земле ваххабизм, пишет он.
Как отмечает Пахомов, в ходе визита короля Салмана стороны подписали более десятка соглашений о сотрудничестве в самых разных сферах: от инвестиций до научно-технического сотрудничества; но наиболее интересными представляются два направления их совместной деятельности. Первое — это ядерная и возобновляемая энергетика: обе страны в данный момент озабочены внутренними энергетическими потребностями, и российский опыт в сфере ядерной энергетики может очень пригодиться Саудовской Аравии, тогда как сама она может отплатить России инвестициями для внедрения новых технологий, которые позволят удовлетворить высокий спрос на энергию внутри страны, убеждён эксперт. Второе же любопытное по мысли эксперта направление — военное, а именно закупка Эр-Риядом систем ПВО С-400. С точки зрения Пахомова, Саудовская Аравия, судя по всему, вдохновлялась и на том, и на другом направлении примером Турции, и когда Анкара объявила о планах по закупке данной системы, Эр-Рияд наблюдал за реакцией США; как только стало очевидно, что Вашингтон не будет возражать против этого, в Саудовской Аравии приняли решение поступить так же — ведь "если С-400 может закупать и член НАТО, то с какой стати должны ждать другие заинтересованные стороны?"
Как предполагает Пахомов, западные наблюдатели, вероятно, задаются вопросом о том, не попытается ли Россия, развивая отношения с ближневосточными странами, стать "преемником" США в качестве доминирующего в регионе международного игрока. По мнению аналитика, Москва вряд ли станет преследовать такие амбициозные цели именно на Ближнем Востоке, поскольку она отлично понимает "опасность перенапряжения". Вашингтон, некогда переняв от Лондона "обязанности" по обеспечению безопасности на ближневосточных землях, в конечном итоге столкнулся с тем, что региональные державы научились "втягивать" США в решение собственных проблем — "на средства американских налогоплательщиков и часто в ущерб долгосрочным интересам Америки", пишет автор. Россия же — "не такая", и, хорошо усвоив уроки холодной войны, больше не пытается быть везде и сразу, предпочитая планомерно развивать отношения с Ближним Востоком, не становясь при этом государством-"полицейским" в регионе, подытоживает он.