Надежда умирает последней: как Донецк ждет долгожданный "режим тишины"
В воскресенье в полночь, 15 февраля, на Донбассе должен начаться "режим тишины" - один из важнейших пунктов Минского меморандума.
В Донецке ждут этого "дня икс" с надеждой и опасением, что "режим тишины" будет нарушаться.
Следили за переговорами из подвала
Надежда и Константин Безверхие узнали о заключении перемирия в Минске от радиостанции Sputnik. Их старенький приемник — единственный канал Безверхих для связи с внешним миром. Вместе со своими собратьями по несчастью 85-летние супруги уже несколько месяцев живут в подвале школы №46 на микрорайоне Азотный. Это западная окраина Донецка, здесь неподалеку уже находятся позиции украинских войск. Из Азотного ополченцы ведут обстрел силовиков, те отвечают по Азотному, попадая в основном по мирным жителям.
Так что на улицу из подвала Безверхие выходить боятся — ведь артобстрел может возобновиться в любой момент.
"Конечно, мы устали тут сидеть. Это не жизнь. В подвале холодно, есть нам нечего — пенсию с лета не платят. Иногда получаем гуманитарку. Когда уже все закончится?" — говорит Константин Васильевич.
К Минским договоренностям обитатели этого подвала относятся одновременно с надеждой и недоверием. Ведь подобные переговоры были и в сентябре, и в декабре. Никаких принципиальных различий между новой редакцией Минского протокола и прежней нет — Безверхие благодаря своему радиоприемнику знают это очень хорошо. "Если раньше договоренности не выполнялись, то где гарантия, что они будут выполняться сейчас?" — рассуждает Константин Васильевич.
Новые договоренности
Согласно новым договоренностям, режим тишины должен наступить 15 февраля в полночь по местному времени (1.00 МСК) одновременно по всей линии соприкосновения силовиков и ополченцев, от Мариуполя на берегу Азовского моря до Станицы Луганской на границе с Россией.
При этом "режим тишины" должен стать лишь первым шагом в деле выполнения протокола. Затем стороны должны отвести от линии соприкосновения тяжелое вооружение — отвод должен начаться не позднее второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней. Кроме того, ополченцы и силовики обязались поменять всех военнопленных по принципу "всех на всех" и вывести всех иностранных наемников — такие нормы содержатся в протоколе.
"Мы специально разработали протокол в такой последовательности, чтобы каждый следующий шаг вытекал из предыдущего", — пояснил РИА Новости один из авторов текста протокола, спикер Народного Совета ДНР Андрей Пургин.
Следить за ходом перемирия будут наблюдатели ОБСЕ, а также украинские и российские офицеры из Совместного центра координации и контроля (СЦКК). Число наблюдателей ОБСЕ, по словам постпреда РФ в организации Андрея Келина, в субботу было увеличено в полтора раза, до 350. Что касается СЦКК, то его представители уже обещали тщательно фиксировать все нарушения договоренностей.
Серьезные сомнения
В то же время пока есть сомнения, будет ли "режим тишины" действительно соблюдаться. На этой неделе, уже после заключения соглашения в Минске, столкновения между ополченцами и силовиками продолжались как под Мариуполем (поселок Широкино), так и в районе печально знаменитого "Дебальцевского котла". Силовики пытались вернуть под контроль деревню Логвиново, что позволило бы им разблокировать трассу Дебальцево-Артемовск и, соответственно, восстановить снабжение своих отрядов в окруженном Дебальцево.
Продолжались и обстрелы мирных граждан. Вечером 12 февраля при обстреле Горловки погибли три ребенка из одной семьи — годовалый мальчик и две девочки, шести и двенадцати лет. О новых погибших мирных жителях на территории силовиков сообщали и представители МВД Украины.
Между тем, экстремистское движение "Правый сектор" (деятельность этой организации запрещена на территории РФ), бойцы которого широко представлены в добровольческих батальонах Нацгвардии, уже заявило, что не признает Минских договоренностей, продолжает военные действия и разоружаться не собирается.
В самом Донецке сейчас установилась теплая, практически весенняя погода, в воздухе пахнет талым снегом и ручьями. На улицах множество людей и машин. Дончане надеются, что война закончилась вместе с зимой. Но артиллерийские залпы, которые то и дело доносятся с северных и западных окраин города, заставляют волноваться о том, насколько серьезно стороны собираются следовать собственным договоренностям.