Об этом руководителям эвакуационной миссии сообщил командир экипажа Ил-76, который до сих пор стоит в Дели, сообщает "Украинская правда".
Экипаж в течение всего дня в воскресенье пытался отремонтировать самолет, но ничего не удалось. По словам журналистов, Минобороны прислало неисправную деталь для самолета, либо не ту, что нужна для ремонта. После двух неудачных попыток запустить самолет, экипаж заявил, что не полетит в Непал. Сейчас из Киева организовывается передача новой детали.
Разрешение на посадку в аэропорту Катманду украинский самолет имел лишь на темную часть суток, поэтому в понедельник разрешения на посадку уже нет. Кроме того, для возвращения в Украину самолету нужно получить разрешение еще и от всех транзитных стран, над которыми он будет пролетать.
Украинцев, которые ждут эвакуации, в понедельник должны расселить по отелям за счет МИД. Украинские дипломаты уже прорабатывают вариант отправки украинцев рейсовыми самолетами в направлении Киева.
И.о. главы ГСЧС Зорян Шкиряк рассказал, что рассматривается "и дорогой" вариант, организации отдельного чартера из Катманду в Киев. Журналисты, которые летели со спасателями в Непал, также стали заложниками ситуации.
Как ранее сообщал "Российский Диалог", исполняющий обязанности главы Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Зорян Шкиряк пятый день находится в Индии и Непале, куда, по его собственному признанию, приехал эвакуировать оказавшихся в зоне страшного землетрясения украинцев. Возвращаться на Родину вместе с нашими согражданами чиновник пока не торопится.
Еще не успели потухнуть чернобыльские леса, а киевляне взволнованно бегали по столице с дозиметром, замеряя, стоит ли уже запасаться йодом, марлевыми повязками и красным вином, или обождет, а и.о. ГСЧС, тем временем, написал в Фейсбуке, что вылетает в Непал, где всех спасет. Не обошлось, конечно, без традиционных "селфи" на фоне самолета, в самолете и после самолета.
Правда, как выяснилось по прилету в Дели, ни в какой Непал Шкиряка пускать пока никто не намерен. Но и тут главный спасатель решил не унывать, и просто остался вместе с командой на майские в индийской столице. Вот только интернет, по его словам, немного "подкачал".
"Интернета практически нет, связь ужасная", – посетовал Шкиряк в соцсетях, хотя пара новых фото, заметим, все же в сеть "пролезла" несмотря на все трудности.
День спустя их Катманду доложили, что готовы Шкиряка принять, правда, вот незадача – тут украинский самолет… сломался. Об этом сам и.о. главы ГСЧС рассказал корреспонденту "Украинской правды". Причем, по словам чиновника, "Непал позволил посадку самолета в четыре утра 2 мая, однако к этому времени детали для ремонта самолета из Киева передать не успеют, поэтому сейчас дипломаты и спасатели думают, как решить эту проблему". Ну, а делегация, тем временем, продолжила оставаться в Дели.
Вскоре место дисклокации все же удалось поменять, причем, даже несмотря на то, что запчасти украинская столица так и не передала. "Прибыл в Катманду с несколькими сотрудниками ГСЧС обычным рейсовым самолетом из Дели", – написал в "Фейсбуке" Зорян Шкиряк, добавив, что еще несколько его коллег присоединится к нему в ближайшее время, пока остальные по-прежнему в Индии – в ожидании починки самолета.
Подобная поездка обошлась бюджету, минимум, в 6 миллионов гривен, – говорит оппозиционный политик Константин Стогний.
"Уточнил у специалистов, сколько может стоить рейс в Катманду. Например, прямой полет на ИЛ-76 обходится в 240 тыс. долларов. Здесь же почти шесть миллионов гривен. Добавим стоянку в Дели, расселение, проживание. В итоге, полет главы МЧС в Непал выглядит как очень дорогие каникулы", – написал он у себя в "Фейсбуке".
Причем, по словам Стогния, ему удалось пообщаться с уже вернувшимися из Непала украинцами, и никакого спасения от ГСЧС там и не было в помине. "Общался с людьми, которые только что вернулись из Непала. Получилась почти "репрезентативная выборка" – 17 человек. Все добирались домой самостоятельно. За собственный "кошт". От помощи россиян и казахов отказались. Одни из патриотических соображений и опасений, что "застрянут" в Москве, другие не захотели из-за того, что в спасательных рейсах нет кресел. Не комфортно. На вопрос, "почему не воспользовались украинским самолетом", ответ был один – все уже закончилось", – отметил Константин Стогний.
Оппозиционер убежден, что если по уму, то отправлять спасательный рейс в Катманду стоило сразу после землетрясения, а не ждать несколько дней – до майских каникул.
На отсутствие эвакуации жалуются и сами украинцы – в Катманду по-прежнему остается 80 наших сограждан.
"Я приехал, чтобы понять, какая ситуация? Никто никакой информации не дает: ни по состоянию дорог, ни по разрушениям. Никто ничего не знает. Я понимаю, что мы улетим, но когда – не понятно. Завтраками нас кормят каждый день! После землетрясения приехала делегация, но особо ничего не меняется", – сказал в комментраии телеканаду "Украина" Олег Жданов, украинский турист.
У туристов есть претензии к работе украинского МИДа. Говорят, процесс эвакуации затягивается. Дозвониться в консульство можно, но очень тяжело. Часть спасателей прилетели в Катманду. Но спасать оказалось некого. Украинцы просто просят вывезти их. Сегодня с гор пришли еще 6 украинских туристов. Теперь количество тех, кто хочет уехать – 74 человека и 16 иностранцев.
Свои вещи украинские туристы пока что не собирали, поскольку не знают, как быстро получится отремонтировать Ил-76, который сейчас их ждет в Дели, сообщает "Сегодня".