Украинский кризис не мог не затронуть вопроса о единстве подхода стран-членов Таможенного союза (а с 1 января 2015 года членов Евразийского экономического союза) к внешнеполитической повестке - ведь механизм согласования внешней политики присутствует в Европейском союзе, который служит эталоном практически для всех создающихся интеграционных объединений. Поскольку позиция России по украинскому кризису всем известна, то давайте рассмотрим позиции Белоруссии и Казахстана. Насколько позиции этих стран отличаются от позиции России?
Президент Белоруссия Александр Лукашенко, поддерживая российскую антиамериканскую и антинатовскую риторику, однако, выступает с резкой критикой идеи федерализации Украины. Также, де-факто признавая присоединение Крыма к России, президент Белоруссии не спешит говорить о юридическом признании изменения статуса полуострова. Кроме того, несмотря на критику Майдана и последующих действий украинского руководства (особенно до прихода к власти Порошенко), Александр Лукашенко старается при этом поддерживать нормальные отношения с новым президентом Украины. Также можно назвать неоднозначным отношение президента Белоруссии к силовой операции на востоке Украины: с одной стороны он называет вооруженные формирования ополченцев боевиками, с другой - призывает руководство Украины «не перестрелять своих».
Мотивация Лукашенко предельно ясна: с одной стороны он, безусловно, с опаской смотрит на Майдан - ведь националистическая оппозиция существует и в Белоруссии; с другой же стороны в Белоруссии проживает большое количество русского населения, а также широко распространен русский язык. В этой ситуации Лукашенко не может не примерять ситуацию на себя - именно поэтому он избегает безоговорочной поддержки России в данном конфликте.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев традиционно поддерживает Россию на международной арене. Так, глава Казахстана с пониманием отнесся к присоединению Крыма к России, по сути, признав данный шаг России. Однако безоговорочного осуждения действий новых украинских властей в риторике Нурсултана Назарбаева не наблюдается - свою роль играет оппозиция, а также определенные круги в казахстанской элите, не разделяющие внешнеполитического курса действующего президента, направленного на сближение с Россией. Причины, в общем-то, те же самые: Казахстан, как и Украина, весьма неоднороден с точки зрения этнического состава - север страны населен преимущественно русскими, в то время как юг - казахами. Соответственно в Казахстане также не могут не смотреть с опаской на украинские события.
Следует также вспомнить, что страны Таможенного союза по-разному проголосовали по резолюции ООН о территориальной целостности Украины: Россия и Белоруссия проголосовали «против», в то время как Казахстан воздержался. Кроме того, ни Белоруссия, ни Казахстан не присоединились к ответным санкциям России против стран, которые ввели санкции против нее (правда, обе страны пообещали не допускать на российские рынки попавшие под запрет товары).
Таким образом, можно смело утверждать, что, несмотря на наличие некоторого сходства в позициях этих стран, единого подхода во внешней политике у них все равно нет. Это лишь подтверждает тенденцию, которая вылилась в практическое отсутствие политической части в подписанном в 2014 году Договоре о создании Евразийского Экономического Союза. Проще говоря, Казахстан и Беларусь готовы к продолжению экономической интеграции с Россией (при условии наличия для них определенных выгод), но не готовы к интеграции во внешнеполитической сфере. Думается, что важную роль играют опасения этих двух стран касательно угрозы их суверенитету. России же стоит задуматься: если подобная сдержанность присуща дружественным ей Назарбаеву и Лукашенко, то что же ей можно будет ждать после смены элит в этих странах.