Когда Канада слезет с нефтяной иглы?
Сознательное продавливание цен на нефть вниз, которое сегодня осуществляют США в сговоре с Саудовской Аравией и другими нефтяными марионетками Штатов, наносит серьезный ущерб не только российскому бюджету.
Большие проблемы начались …. в Канаде. Эта страна также оказалась в числе пострадавших от обвала нефтяных цен.
Последние годы я живу на две страны, деля время между Монреалем и Нью-Йорком. И трудно не обратить внимания на некоторые парадоксы в их тесных связях. Касаются они темы животрепещущей – нефти!
Она дешевеет, и это главная тема новостей вот уже полгода. Правда, в Нью-Йорке бензин все еще стоит 3 доллара за галлон, тогда как в остальной Америке упал до $2,50 и даже до $2!
Но в Монреале ситуация иная: бензин дешевеет не столь быстро, и далеко не все этому рады. Таковы проблемы „банановых“ стран, чрезмерно ориентированных на экспорт. Причем неважно, что вы экспортируете: бананы, микросхемы, BMW или нефть. Важно, насколько вы зависите от этого экспорта и насколько контролируете цены на свой товар.
К сожалению, не только Россия, но и Канада оказалась в числе пострадавших от обвала нефтяных цен. Еще в прошлом году Стивен Харпер делал ставку на экспорт углеводородов и возмущался тем, что США „маринуют“ проект трубопровода Keystone из Альберты до портов Мексиканского залива, угрожая переориентироваться на Китай. Но сегодня добывающая отрасль стала источником колоссальных проблем и убытков. И одной из причин удешевления нефти стал как раз этот нефтепровод.
Кстати, любопытно информационное обрамление его строительства. Создается впечатление хорошо проведенной спецоперации, умело подаваемой дезинформации, большой игры! В демократической стране с развитой свободой слова суметь незаметно провести такую операцию – высокое искусство. Стройку эту обсуждают во всем мире, ее то останавливают, то переносят сроки и маршруты, вокруг нее кипят экологические страсти – и мало кто заметил даже в США, что труба давно работает. Уже с февраля 2011 г. нефть пошла по первому самому длинному участку от Хардисти в Альберте до хабов (главных пунктов переработки и распределения, настоящих нефтяных сердец Америки) Патоки в Иллинойсе и Кашинга в Оклахоме. А в январе 2014 г. труба вышла к Мексиканскому заливу. И лишь 4-й, спрямляющий участок Keystone XL, идущий через Монтану и Дакоту, пока не согласован Конгрессом и администрацией.
И такое вот совпадение: аккурат вскоре после завершения фазы 3а (выхода трубы к портам Техаса) начался обвал мировых цен на нефть. Подкосив рентабельность канадского же экспорта. И может сложиться парадоксальная ситуация, когда нефть из Канады пойдет в… Канаду!
Дело в том, что до сих пор власти США запрещали экспорт сырой нефти. Продукты переработки – пожалуйста. Но не сырье! Однако ситуация меняется на глазах, американские НПЗ не справляются с переработкой, и канадская компания Enbridge Inc летом отправила в Европу первый танкер из Мексиканского залива – с реэкспортной канадской нефтью. Сразу несколько компаний, в том числе и такие крупные, как Royal Dutch Shell, BP и Vitol, обратились к властям с просьбой разрешить экспорт ее излишков. Для чего и надо искать покупателей за рубежом. Но самый близкий сосед – Канада!
С одной стороны, она крупнейший поставщик нефти в США. С другой, не имеет приличной сети широтных трубопроводов. Поэтому пустынный запад Канады захлебывается нефтью, а промышленный восток, где сосредоточены главные потребители и НПЗ, вынужден ее импортировать. К тому же заводы Квебека не рассчитаны на переработку тяжелого битумена Альберты, и сырье для них везут либо танкеры из Северного моря и с шельфовых платформ Ньюфаундленда, либо качают по трубе из Портленда, США.
И вот вам парадоксы капиталистического хозяйствования: после выхода Keystone к портам Мексиканского залива выяснилось, что вывоз нефти танкерами обходится куда дешевле прокачки по суше. Экспорт нефти из Техаса на НПЗ в Нью-Брансуике обойдется всего в $1,5 за баррель против $ 4,55 за доставку по трубопроводу на заводы Филадельфии.
Из-за отсутствия развитой сети трубопроводов восток страны вынужден закупать импортную нефть, а запад продает ее за рубеж. Но и с экспортом дела плохи. 97% его уходит в США, и в условиях сланцевого бума ввод в действие Keystone привел к падению цен! Надо отдать должное американцам, сумевшим за канадский счет устроить экономический рай с недорогой нефтью. Попутно замечу, что бензин в Монреале так дорог не потому, что НПЗ Квебека нефть импортируют, – США также 40% нефти ввозят. Все дело в социальности канадского общественного уклада, а значит и в высоких ставках налогов. Социализм и налоги — это синонимы! В США полная налоговая нагрузка на бензин, включая акциз и разновидности налога с продаж, колеблется в разных штатах от 35 до 70 центов за галлон. В Канаде она выше в 2-3 раза и особенно высока именно в Монреале (123 цента за галлон) и Ванкувере (155 центов).
Увы, Канада оказалась не готова к появлению большой нефти Альберты. Она организовала добычу из нефтеносных песков, что было непросто сделать ввиду технологических проблем и трудностей, связанных с работами на дальнем Севере. А вот о транспортировке нефти задумались с большим опозданием, и тут прямая вина правительства. Его задача не только собирать и делить налоги, но и содействовать бизнесу, особенно стратегическому. Американцы предлагали помощь в постройке трансканадской трубы, но Оттава отказала, опасаясь установления их контроля над нефтяной инфраструктурой страны. И получила взамен американский контроль над канадским экспортом!
Недавно компания «Энбридж» озвучила намерение реверсировать трубопровод между Сарнией и Монреалем, чтобы качать нефть с запада на восток. Давно пора, ибо ситуация, когда страна вынуждена импортировать едва ли не половину потребляемой нефти при том, что 2/3 добываемой в ней уходит на экспорт, не делает ей чести и ведет к огромным убыткам. Но куда затем везти излишки нефти? В планах «Энбридж» симметричный ответ американским экспортным замыслам, то есть экспорт канадской нефти морем на заводы Техаса. Однако заранее ясно, что это приведет к дальнейшему перенасыщению американского рынка – и к снижению цен!
Экспорт при этом станет совершенно невыгодным. Себестоимость добычи нефти из битумных песков весьма высока ($70-85), и при нынешних ценах ее добыча нерентабельна. Канадская нефть сбила американские цены себе в ущерб! Результатом стало сокращение экспорта, этой главной движущей силы канадского ВВП. Премьер-министр Харпер в январе 2014 г. провозглашал, что сильный сырьевой сектор Запада означает качественные рабочие места на производствах Востока Канады. Его кабинет доказывал, что развитие разработок нефтяных песков Альберты и увеличение экспорта сырья станет рычагом для экономики всей страны. Министр естественных ресурсов Джо Оливер предполагал, что более чем 600 главных ресурсных проектов приведут в страну до $650 млрд. инвестиций в следующее десятилетие!
Однако цифры говорят об ином. Если за последние 5 лет нефтяные, газовые и горнодобывающие компании увеличили персонал на 4,4%, то численность занятых в обрабатывающей промышленности упала на 9,4%. Минусы, учитывая число занятых в этих отраслях, на порядок превышают плюсы!
Большая нефть или газ, как показала практика Голландии и России (в экономический обиход вошло даже понятие «голландская болезнь»), угнетающе действует на остальную экономику страны. ВВП начинает негативно зависеть от цен на нефть (в импортирующих США их снижение ведет к росту деловой активности, в экспортирующей Канаде наоборот), а нефтяные доходы кроме того поддерживают завышенное значение канадского доллара, что ухудшает экспортные возможности.
Нынешнее удешевление нефти наглядно показало, какие риски для „банановых“ стран несет ориентация на экспорт. 17 декабря нефтедобывающие компании Канады объявили о сокращении капитальных расходов, пишет The Wall Street Journal. Так, Husky Energy заявила, что сократит их на 33% в 2015 году. Penn West сократила свой бюджет на следующий год примерно до $537 млн., хотя еще в ноябре объявляла, что он составит около $720 млн. Об аналогичных планах объявили другие энергетические компании: Bonavista Energy, Whitecap Resources и MEG Energy. Причем последняя сократила запланированные капиталовложения в 4 раза!
Американская Chevron отложила на неопределенный срок планы по бурению нефтяных скважин на арктическом шельфе Канады. А ведь бурение в Арктике требует больше инвестиций, чем многие другие способы разведки нефти. Например, Royal Dutch Shell потратила около 8 лет и $6 млрд. на геологическую разведку у северного побережья Аляски и до сих пор не завершила бурения ни одной скважины. «Решение Chevron – это еще одно доказательство того, что рискованные, дорогие проекты в Северном Ледовитом океане становятся все менее привлекательными», – пишет Financial Times.
Пришлось пересмотреть инвестиционные планы и тем компаниям, что добывают сланцевую нефть. Так, американская ConocoPhillips в декабре объявила о сокращении капиталовложений на 20% и намерении отложить бурение на нескольких сланцевых месторождениях.
Увяла на корню и попытка экспорта тяжелой нефти в Европу. В конце сентября крупнейший нефтегазовый добытчик Suncor Energy Inc. сообщил о том, что первый афрамакс (танкер от 80 000 до 120 000 тонн дедвейта) «Минерва Глория» встал под погрузку в порту Sorel-Tracy на реке Св. Лаврентия с тем, чтобы переправить груз в Средиземное море. Это попытка уменьшить зависимость от экспорта в США, где цены низки. Так нефть Альберты стала напрямую конкурировать с российской и саудовской! Увы, о последующих рейсах информации не поступало, что неудивительно – в начале октября цена нефти упала ниже $80 за баррель и экспорт стал невыгоден.
Между прочим, из-за отсутствия трансканадского трубопровода Suncor была вынуждена ежедневно отправлять в Sorel-Tracy по 30 железнодорожных составов! И кроме этого еще 137 тыс. баррелей в день на НПЗ Монреаля.
Понятно, что через год-другой уменьшение инвестиций и снижение рентабельности действующих месторождений, от чего уже страдают Россия, Канада, Венесуэла и Бразилия, приведут к уменьшению разведанных запасов углеводородов и самой добычи, так что цена нефти пойдет вверх, но эти годы надо пережить. И если в том, что Канада переболеет и выздоровеет, сомневаться не приходится (иное дело, сделает ли она из этого соответствующие выводы), то в отношении России такой уверенности нет. Там помимо нефти сплелись в один узел-удавку еще несколько удушающих факторов.
Но в любом случае большая нефть рождает большие проблемы! Канада уже столкнулась с ними. И благоденствующие сейчас США, наращивая ее добычу, также должны об этом помнить.»
Юрий Кирпичев