Россия хочет лишить США контроля над МВФ
Анатолий Вассерман о том, почему Россия, Китай и Индия стремятся изменить порядок функционирования МВФ.
"Международный валютный фонд создан в 1944 году, на основе соображений представлявшихся тогда вполне разумными. В связи с тем, что, оплата военных расходов сосредоточила почти весь золотой запас мира в Соединенных Государствах Америки пришлось придумывать способы международных взаиморасчетов, не связанных с золотом. В связи с большими расходами на войну и большими военными разрушениями пришлось придумывать способы кредитования, достаточно долгосрочного и достаточно дешевого, чтобы обеспечивать восстановление экономики мира после военных расходов. Словом, тогда это предоставлялось разумным.
Но с годами международный валютный фонд стал инструментом не столько поддержки, сколько наоборот остановки экономик. Скажем свод правил, который предъявляет МВФ к странам, обращающимся за его помощью, так называемый Вашингтонский консенсус, приводит к тому что, страна, следующая этим правилам чаще всего может гасить проценты по кредитам, но её экономика с полной гарантией тормозится до уровня, при котором возврат самих кредитов практически невозможен. Российская Федерация редчайшее исключение, благодаря удачному стечению обстоятельств мы смогли погасить эти кредиты. Причем, очень важно, что требования Вашингтонского консенсуса еще и ограничивают взаимодействия страны, подчиненной ему, с другими странами способными оказать поддержку развития её экономики.
Именно поэтому сейчас Китайская Народная Республика, Индийская Народная Республика и Российская Федерация, нуждающиеся в взаимовыгодных взаимодействиях с множеством развивающихся стран, пытаются добиться пересмотра правил Международного Валютного Фонда. Это практически невозможно по действующему уставу, ибо он требует голосования по всем ключевым вопросам 85% голосов. Голоса эти распределены пропорционально вкладам стран в уставной фонд, а 17% уставного фонда формируют Соединенные Государства Америки, которым как раз и не выгодно давать другим странам возможность взаимодействия с Китайской Народной Республикой без американского контроля. Поэтому эти три ведущих страны новой экономики пытаются добиться пересмотра распределения уставного фонда между государствами. Все эти три страны готовы внести в уставной фонд значительно больше чем сейчас, с тем чтобы уже не одна страна не обладала контрольным пакетом, позволяющим заблокировать голосование. Понятно, что Соединенные Государства Америки не соглашаются разблокировать МВФ, хотя для них уже накладно поддерживать свою долю в нем на уровне блокирующего пакета.
Более того, есть основания полагать, что демонстративная дипломатическая блокада Российской Федерации Соединенными Государствами Америки и их союзниками на встрече "G-20"в Австралии, в декабре 2014 года, вызвана еще и тем, что в ходе этой встречи Владимир Путин сообщил Бараку Обаме, что страны БРИКС не хотят новых отсрочек. Сейчас именно страны БРИКС создают собственный фонд, к которому можно будет обращаться за получением кредита вместо Международного Валютного Фонда, и понятно, что эти кредиты будут предоставляться на условиях, обеспечивающих развитие экономики, а не приводящих её к параличу. Конечно, значительно выгоднее и для БРИКС и для всего мира, чтобы кредиты по-прежнему предоставлялись совокупно всеми странами мира, но обеспечивали развитие каждой из них. Именно поэтому перехват контроля над МВФ выгоден не только БРИКС, но и всем странам не желающим по-прежнему подчиняться Соединенным Государствам Америки.