Сегодня Московский метрополитен отмечает 80-летие
У столичной подземки - одной из лучших в мире - за плечами огромная, интересная история.
15 мая Московский метрополитен отмечает 80-летие. За все время работы - с 15 мая 1935 года - столичная подземка перевезла 145 млрд пассажиров. Как сообщили в пресс-службе метрополитена, сейчас ежесуточно метро перевозит 8 млн пассажиров. В штате столичной подземки - 27,2 тыс. мужчин и 18,8 тыс. женщин. Всего на линиях работают 4,3 тыс. машинистов электропоездов. За 80 лет работы в московском метрополитене открыто 196 станций, приводит цифры ТАСС.
На данный момент доля метрополитена в перевозке пассажиров среди предприятий городского пассажирского транспорта столицы составляет 56%. По интенсивности движения, надежности и объемам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает ведущие места в мире.
Первые проекты строительства метрополитена в Москве появились еще в начале XX века. В 1920-е гг. Москва, ставшая столицей СССР, столкнулась почти с трехкратным ростом населения (с 1 млн до 2,7 млн), что привело к ухудшению транспортной ситуации в городе.
15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял резолюцию "О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР", предусматривавшую сооружение метрополитена в Москве. Строительство началось в ноябре 1931 года с опытного участка на Русаковской улице, в 1932 году проводилась геологическая разведка, началась проходка первых шахт.
В 1933 году был утвержден технический проект первой очереди будущей транспортной системы, и трест "Метрострой" развернул масштабные работы. Проходка тоннелей велась в неблагоприятных геологических условиях и разными способами (предпочтительным был выбран щитовой). На стройку были мобилизованы около тысячи комсомольцев-ударников, шахтеры, коллективы заводов "Серп и молот", "Динамо", "Электрозавода", комбината "Трехгорная мануфактура"; общее число строителей к 1935 году достигло 70 тыс. человек.
15 октября 1934 года в 8:20 утра первый пассажирский поезд из двух вагонов (моторный 0001 красного цвета и прицепной 1001, песочного), разработанных и построенных на Мытищинском вагоностроительном заводе (ныне "Метровагонмаш") специально для московского метро, совершил пробную поездку из электродепо "Северное" по Сокольническому радиусу (2,5 км от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники"). Этот же день считается днем основания электродепо "Северное" Сокольнической линии.
15 мая 1935 года была открыта первая линия метро "Сокольники" - "Парк культуры" ("Крымская площадь") с десятью станциями протяженностью 9,2 км и ответвление от нее - "Улица Коминтерна" (ныне "Александровский сад") - "Смоленская" с тремя станциями (2,4 км). По ней с минимальным интервалом в пять минут курсировали четырехвагонные поезда. В день пуска столичного метро было перевезено 370 тыс. человек.
В настоящее время московское метро - разветвленная современнейшая транспортная сеть. В данный момент продолжается оснащение вагонов бесплатным wi-fi, планомерно обновляется подвижной состав. Есть и "изюминки": например, поезд-галерея "Акварель", курсирующий по синей, Арбатско-Покровской линии. Впервые он был запущен 1 июня 2007 г. С тех пор москвичи и гости столицы имели возможность посетить в нем уже 8 экспозиций. Текущая открылась в апреле и продлится в полгода.
В новом поезде представлены 30 произведений художников XX века - работы Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Николая Синезубова, Александра Дейнеки, Ильи Машкова, Зураба Церетели и других авторов.
Кроме того, весь май месяц станции московского метро объявляются голосами известных артистов и певцов. В частности, на Замоскворецкой, зеленой, линии в вагонах можно услышать Веру Алентову и Валерия Сюткина. На Таганско-Краснопресненской линии "звучит" Светлана Немоляева, а на кольцевой - Никита Михалков. Кроме того, станции озвучивают Гоша Куценко, Кристина Орбакайте, Анжелика Варум, Александр Розенбаум и другие. Любимцы публики объявляют станции, делают важные сообщения и поздравляют пассажиров с юбилеем московского метро.