Учения в США: ВВС сбрасывают 250-килограммовые бомбы
"Шок и трепет" от США - Маккейн и некоторые республиканцы предлагают отправить на борьбу с ИГИЛ американский спецназ и авианаводчиков.
Военная доктрина быстрого доминирования, которую американцы применили в боях против иракцев, называется "Шок и трепет". Теперь в этом состоянии весь регион. От происходящего и американским контрактникам, воевавшим в Ираке, становится не по себе. За что воевали?
"Я чувствую сильную боль и злобу на политиков — американских и иракских. За 9 месяцев в Рамади мой отряд потерял 17 человек убитыми — солдат, морпехов, моряков. Раненых — больше ста", — сказал Винсент Тедеско, ветеран военной операции в Ираке.
Потери иракцев в начавшейся партизанской и гражданской войне несравнимы — под полтора миллиона убитых, миллионы беженцев, - передают Вести.
"Сейчас в Вашингтоне задаются вопросом, был ли в этом подходе здравый смысл? Мы просто свергнем Саддама Хусейна и принесем в Ирак демократию. Бомбардировки Ливии продемонстрировали, что история с Ираком никого ничему не научила. Ливия перестала быть государством", — отметил Эндрю Бовен, глава секции исследований Ближнего Востока центра "Национальный интерес".
У США есть фотографии как минимум 12 лидеров ИГИЛ — в хорошем разрешении и в желтых робах арестантов. Ведь все они, включая главаря Абу Бакра аль-Багдади, в середине 2000-х сидели в американской военной тюрьме "Кэмп Букка" — в то время одной из самых суровых — на территории Ирака.
Патрик Скиннер — бывший оперативный сотрудник резидентуры ЦРУ — видел, как быстро заключенные впитывали экстремистские идеи и как лагерь на глазах становился точкой сборки для ИГИЛ. Именно там пересеклись интересы проповедников и выброшенной на улицу военной элиты Саддама Хусейна.
"Посадите их вместе — получите смесь из высокой мотивации идеологических фанатиков и дисциплинированности военных. Результат — то, что мы видим сегодня. Были и другие факторы, но именно в "Кэмп Букке" возникла эта ядовитая смесь", — уверен Скиннер.
Эти мутанты Америке поначалу были даже на руку. Начали воевать с президентом Сирии Башаром Асадом. Но теперь они не только под Дамаском, но и в часе езды от Багдада.
Экипированная американцам на 25 миллиардов долларов 250-тысячная иракская армия не смогла ничего противопоставить разношерстным головорезам ИГИЛ. Известный эксперт-международник профессор Гарварда Уильям Полк нашел одну из причин, почему.
"В этих 250 тысячах было значительное число призраков. Многие солдаты существовали только на бумаге. Это как мертвые души в иракском варианте. Cтаршие офицеры рисовали им зарплату и выдачу пайка, как будто они были на посту. Заслуживающий доверия аудит не проводился, но некоторые наблюдатели предполагают, что аж треть иракской армии составляли не солдаты, а мертвые души", — рассказал Полк.
На полигоне в штате Луизиана американские ВВС сбрасывают 250-килограммовые бомбы — тренируется поражать цели террористов с максимальной точностью. Для этого на земле работает группа наводчиков. Наводчики могут общаться с летчиками в режиме реального времени.
Но в Ираке и Сирии американских наводчиков нет — из-за нехватки разведданых три четверти всех самолетов возвращаются на базы с полным боекомплектом, так и не выполнив задание, раскрыл данные сенатор Маккейн и назвал пресс-секретаря Белого дома идиотом.
"Этот идиот Эрнест говорит, что мы не собираемся рвать на себе волосы каждый раз, когда иракцы отступают. Может, Джош Эрнест и не собирается, но в тот момент, когда мы это обсуждаем, в Рамади на улицах убивают людей. ИГИЛ — это абсолютное зло, Обама при этом заявляет, что мы не проигрываем, а должен говорить: у нас есть стратегия, как победить", — сказал Маккейн.
Маккейн и некоторые республиканцы заговорили о наземной операции — предлагают отправить на борьбу с ИГИЛ ограниченный контингент американского спецназа и авианаводчиков, но есть много "но". Оппоненты напоминают: с отправки военспецов начался Вьетнам. Еще один Америке не нужен, тем более перед выборами.
"Войны очень сильно зависят от избирательных циклов в США. Обаме меньше терять — он уже не переизбирается — но он хочет, чтобы победил кандидат от его партии, от демократов. Судя по опросам, рядовым американцам надоел Ирак. Они хотят ударить по ИГИЛ, но не готовы ради этого идти на жертвы", — подчеркнул Айван Эланд, директор Центра мира и свободы Независимого института.
А ведь был в истории и более ранний урок, которые американцы так и не выучили. В Канун 1978 года президент Джимми Картер прилетел в Тегеран, ужинал в компании прозападного шаха Пехлеви. К нему вся власть перешла после того, как ЦРУ в 1953-м устроило заговор и свергло премьера Моссадыка. Но грубая политическая инженерия проработала недолго. Через полтора года после того праздничного ужина Пехлеви сбросила исламская революция, а Вашингтон на десятилетия получил в лице Тегерана заклятого врага.
Но практика американского грубого вмешательства никуда не исчезла. И вот уже сегодня отъявленных головорезов из "Фронта ан-Нусра" пытаются представить умеренными и договороспособными. Канал "Аль-Джазира" показал интервью главаря группировки, которая считается сирийским крылом "Аль-Каиды". Лидер заявил, что цель боевиков — исключительно Асад, а против Запада боевики якобы ничего не замышляют. В материале, правда, не показали, на что способны фанатики "ан-Нусры", не раз устраивавшие массовые казни неверных и теракты с использованием смертников. И останавливаться джихадисты в этом регионе не собираются.
ИГИЛ за год разросся — треть Ирака и почти половина Сирии — но вспыхнуть может еще в десятке стран. На верность присягнули банды в Африке — в таких странах, как Мали, Нигерия, Алжир — и во всей Азии — от Пакистана и Индии до Филиппин.
"С действиями ИГИЛ сначала столкнутся соседние с Ираком и Сирией государства, например, Турция. Кроме того, последствия могут ощутить страны ЕС и Россия. Ударить может и по США, ведь на стороне ИГИЛ воюют и американцы. А многие иностранные боевики возвращаются домой", — сказал Эндрю Бовен.
Судя по утечкам из Белого дома, радикально менять стратегию борьбы с ИГИЛ администрация Обамы не собирается. Как выразился один из источников, "это не наша война".