Власти ДНР и ЛНР представили свои предложения по изменению конституции Украины
Самопровозглашенные республики Донбасса не признают Крым частью России и готовы остаться в составе Украины.
Власти самопровозглашенных ДНР и ЛНР заявили о желании войти в состав Украины, но при этом сохранить свои посты, передает "Газета.Ru". Также они готовы включить Крым в состав Украины. Во всяком случае, такие пункты находятся в новой версии конституции страны, составленной руководством народных республик. Эксперты считают, что предложения озвучены в попытке привлечь Киев к переговорам, а любые заявления украинцев по статусу Крыма не имеют юридической силы для России.
Что предлагают
Самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики готовы признать некоторые районы Донбасса неотъемлемой частью Украины. Это следует из предложенных дополнений и изменений к конституции Украины, опубликованных сегодня Донецким агентством новостей. Проект, предложенный руководством ДНР и ЛНР, был передан временному координатору рабочей группы по политическим вопросам от ОБСЕ Пьеру Морелю.
В тексте говорится о том, что «отдельные районы с особым статусом (или их ассоциации) являются неотъемлемой составной частью Украины... [и] самостоятельно решают вопросы, отнесенные к их ведению». Перечень городов и районов Донецкой и Луганской областей, которые должны получить особый статус, предлагается определить отдельным законом Украины.
Примечательно, что самопровозглашенные республики не признают Крым частью России.
Систему административно-территориального устройства Украины, по представлению ополченцев, должны составлять «Автономная Республика Крым, отдельные районы с особым статусом Донецкой и Луганской областей, области, районы, города, районы в городах, поселки и села».
В документе ДНР и ЛНР также приводится положение о том, что высшие должностные лица самопровозглашенных республик сохранят за собой посты «до прекращения этих полномочий в порядке, установленном актами отдельных районов с особым статусом Донецкой и Луганской областей».
Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», по предложениям ДНР и ЛНР, должен действовать без временных ограничений. Верховной раде предлагается изъять из закона соответствующие пункты.
«В отдельных районах с особым статусом действует особый порядок и особый статус местного самоуправления, предусматривающий отдельное правовое регулирование», — говорится в тексте поправок. Кроме того, предлагается наделить органы местного самоуправления особым статусом и создавать органы охраны общественного порядка — в частности, «народную милицию».
К ведению отдельных районов с особым статусом предлагается отнести вопросы, связанные с проведением референдумов, использованием русского языка, разработкой бюджета, ведением бизнеса, использованием природных ресурсов и др.
На что надеются
Вице-спикер парламента ДНР Денис Пушилин в беседе с «Газетой.Ru» уточнил, что вышеописанные меры представляют собой поэтапный путь следования по дорожной карте, принятой на переговорах 22 февраля этого года.
«Если все ее положения будут выполняться, то можно будет рассматривать предложенный нами вариант конституционной реформы. А ее положения состоят в следующем: у нас должны быть проведены выборы по согласованному с нами закону, на Украине надо провести конституционную реформу — опять же, согласованно с нами», — подчеркнул Пушилин. На этих же условиях ДНР готова передать Украине контроль над границей.
«Пока же я бы отталкивался от того, что Киев не выполнил ни одного пункта из комплекса мер, предусмотренных февральскими соглашениями», — убежден Пушилин.
По его мнению, предложенная реформа конституции Украины демонстрирует договороспособность ополченцев и их приверженность минским соглашениям.
«С помощью предложений по конституционной реформе мы хотим подтолкнуть Украину к выполнению своих обязательств, а также Европу — к тому, чтобы она со своей стороны надавила на Киев», — отметил вице-спикер парламента ДНР.
Пушилин также напомнил, что украинская сторона до сих пор не включила представителей ополченцев в состав комиссии по конституционной реформе — это также стало побуждением для того, чтобы опубликовать свои варианты реформы.
«Мы выступаем за политическое, а не военное решение конфликта на Донбассе. Если Киев на деле, а не на словах отведет тяжелую технику, прекратит огонь, проведет выборы по согласованному с нами закону – то только тогда могут последовать дальнейшие шаги по вхождению в состав Украины на предложенных нами условиях. А пока Киев ведет дело к военному решению проблемы, это его очередная ошибка, которая приведет к очередному котлу. Но мы должны показать, что мы более договороспособны и цивилизованны, чем украинское руководство», — подытожил Пушилин.
Согласится ли Украина
Глава украинского Центра прикладных исследований «Пента» Владимир Фесенко уверен, что о принятии всех предложений ДНР и ЛНР не может быть и речи. «Эти предложения – предмет для переговоров. Там есть вещи – например, фиксация внеблокового статуса Украины – которые никогда не поддержит Рада.
Так что все, что озвучено, – лишь предмет для переговоров, для поиска компромисса.
Удастся ли его найти – я сильно сомневаюсь, хотя некоторые шансы на это есть», — поделился эксперт с «Газетой.Ru».
По мнению Фесенко, предметом для переговоров может стать степень формальной автономии Донбасса. «Вариант, при котором ДНР и ЛНР де-факто имеют полную самостоятельность от Украины, никогда не будет принят ни обществом, ни парламентом Украины, потому что это означает распад государства Украина», — уверен он.
Подводя итог сказанному, руководитель Центра прикладных исследований выразил уверенность, что реальное возвращение регионов в состав Украины произойдет только после смены власти в непризнанных республиках.
«До тех пор, пока у руля в ДНР и ЛНР будет партия войны (прежде всего Захарченко, но и в какой-то мере Плотницкий), ни о каком возврате в состав Украины этих регионов не может быть и речи. На такой «возврат» территорий не пойдет ни Порошенко, ни украинское общество, ни Рада. Если к руководству так называемых республик придут люди, которые не ассоциируются с войной, а ориентированы на бизнес, на восстановление экономики, – тогда о достижении согласия можно говорить», — резюмировал эксперт.
Статус Крыма: «готовы мыслить по-украински»
В разговоре с «Газетой.Ru» Денис Пушилин уточнил наиболее противоречивый пункт, предложенный ДНР-ЛНР, — о статусе Республики Крым. По его словам, руководство самопровозглашенных республик назвало Крым частью украинской территории, так как не хочет дискутировать с Киевом по вопросам, за которые ДНР и ЛНР не могут отвечать.
«Мы не хотим сейчас вступать в дополнительную дискуссию с нашими оппонентами по тем вопросам, которые не касаются ЛНР и ДНР. Иначе наши оппоненты уцепятся за это и сорвут переговорный процесс в очередной раз.
Вопрос Крыма – не тот вопрос, который нужно обсуждать с нами. Этот вопрос уже решили в ходе референдума в Крыму», — отметил Пушилин.
Он также добавил, что ДНР и ЛНР не хотят менять конституцию Украины в этой части потому, что это никак не поможет мирному решению конфликта в Донбассе. «Это не вопрос комплекса мер по стабилизации ситуации у нас», — заключил вице-спикер парламента ДНР.
Политолог, заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин назвал такой шаг ДНР-ЛНР оправданным. «Это поправки в украинскую конституцию — для России они ничего не значат. Если ты пишешь поправки к украинской конституции, то нужно действовать в соответствии с украинским законодательством. Согласно ему, и Крым, и Севастополь — часть Украины», — отметил он «Газете.Ru».
По словам эксперта, Россия рассматривает народные республики как инструмент влияния на украинскую политику. «Раз Москва хочет влиять на Киев, она должна учитывать украинские правовые реалии. Но при этом учитывать их ровно настолько, насколько это будет необходимо для легитимизации этих автономий», — считает Макаркин.
Он добавил, что подобными поправками и заявлениями ДНР-ЛНР намерены показать свою договороспособность — как для Украины, так и для международных наблюдателей. «Ополченцы хотят показать, что они и Россия могут вести себя конструктивно.
Это своего рода демонстрация: смотрите, мы готовы мыслить по-украински, вот вам, пожалуйста, и Крым с Севастополем остаются за Украиной.
Другое дело, что эти документы не имеют никакой юридической силы для России», — отметил эксперт.
С другой стороны, по словам Макаркина, конституционные поправки от ДНР и ЛНР могут рассматриваться как сигнал ополченцев о готовности к переговорам с Киевом. «Если украинцев это не устроит на 100%, то устроит хотя бы в какой-то мере. Значит, это можно использовать как повод для переговоров», — отметил эксперт, уточнив, что запуск переговорного процесса является «программой-максимум» для ополченцев.
Какова ситуация
Как неоднократно писала «Газета.Ru», Москва придерживается плана по интеграции ДНР и ЛНР в состав Украины, но при этом Кремль желает сохранять над этими территориями свой контроль. Именно поэтому ополченцы при поддержке Москвы требуют прописать особый статус этих республик в конституции Украины, вписав туда в качестве ключевого элемента децентрализацию страны.
В Киеве ситуацию видят иначе. Согласно закону «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», подписанному президентом Украины Петром Порошенко спустя месяц после минских переговоров, в Донбассе должны быть проведены местные выборы, но только в соответствии с украинским законодательством (по которому представители ДНР и ЛНР являются «террористами»), и лишь после этого в силу вступит особый порядок самоуправления на территориях народных республик.
Добавим также, что в соответствии с минскими соглашениями вопрос о децентрализации должен решаться Киевом совместно с руководством спорных регионов. Тем не менее киевские власти это положение игнорируют.
Наконец, в марте этого года Рада приняла постановление, согласно которому части Луганской и Донецкой областей были признаны оккупированной территорией. После этого была практически уничтожена и без того крошечная надежда на компромисс по статусу непризнанных республик.
Военный конфликт на востоке Украины (Донбасс)
В военном конфликте в Донбассе (Донецкой и Луганской области) участвуют вооруженные пророссийски настроенные ополченцы непризнанных Донецкой (ДНР) и Луганской (ЛНР) народных республик с одной стороны, и представители киевских силовых структур с другой: Вооруженные силы Украины, национальная гвардия и добровольческие батальоны.
Военная фаза конфликта в Донбассе началась 7 апреля после объявления и.о. президентом Украины Александром Турчиновым о создании антикризисного штаба. 15 апреля Турчинов объявил о начале силовой фазы военной операции. Она стала ответом украинских властей на вооруженный захват административных зданий, и несогласие жителей Востока страны с выбранным после евромайдана курсом государства.
Украинские власти называют свои действия на территории Донецкой и Луганской областей антитеррористической операцией (АТО). Противодействующие им повстанцы называют действия киевских силовиков - карательной операцией. Международный Красный Крест присвоил данному конфликту статус «немеждународного вооруженного конфликта».
1 марта президент России Владимир Путин внес в Совет Федерации обращение «об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Украины» в ходе данного конфликта. А уже 24 июня Путин при поддержке Совета Федерации отменил свое обращение.