Пока Пентагон продолжает модернизацию стратегических ядерных сил стоимостью в сотни миллиардов долларов, конгресс США готовит законопроекты, которые выведут Вашингтон из Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД) 1987 года. К чему приведет отказ Белого дома от РСМД.
Конгресс США планирует принять законопроекты, ведущие к выходу из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности, который был подписан Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым в 1987 году. Об этом пишет газета Politico. Участники договора обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 км) и малой (от 500 до 1000 км) дальности, сообщает «Газета.Ru».
В последнее время американская сторона на разных уровнях заявляет, что Россия уже развернула крылатые ракеты (КР) наземного базирования большой дальности, которые нарушают Договор о РСМД. По их данным, два ракетных дивизиона (по четыре боевых машины каждый) ракетного комплекса оперативно-тактического назначения «Искандер» уже получили КР этого типа.
Среди экспертного сообщества высказывается мнение, что ракетный комплекс с изделиями подобного типа является модификацией РК «Искандер-М» и обладает резко расширенными боевыми возможностями. Речь может идти о ракете 9М729, которая является наземным вариантом крылатой ракеты воздушного базирования Х-101 с дальностью полета до 5500 км с обычной или ядерной боеголовкой. По другой версии, это сухопутный вариант ракеты 3М-14 ракетного комплекса морского базирования «Калибр-НК». Создание и испытания подобной ракеты в наземном варианте также признаются западными наблюдателями нарушением Договора о сокращении РСМД.
В палате представителей США намерены требовать от военных и военно-промышленного комплекса США начать разработку ракет средней дальности, что сейчас запрещено договором 1987 года.
В сенате будет обсуждаться аналогичное предложение с предписанием Пентагону организовать серийный выпуск ранее не производившихся ракет средней дальности. В палате представителей, по данным Politico, отдельно упоминают, что имеют в виду разработку обычных ракет, не имеющих ядерных боеголовок, но Договор о РСМД 1987 года запрещает их разработку вне зависимости от их поражающих возможностей.
Вполне возможно, что речь пойдет о возобновлении серийного производства ракет средней дальности типа MGM-31C «Першинг-2» в модернизированном варианте. «Першинг-2» в свое время представлял собой твердотопливную двухступенчатую баллистическую ракету средней дальности мобильного базирования. Он обладал дальностью стрельбы 1770 км и возможным отклонением от цели всего в 30 м. Мощность боевой части достигала 80 килотонн. Подлетное время «Першинг-2» до объектов, размещенных в центре европейской части СССР, составляло всего 8–10 минут, что делало их очень опасным оружием первого удара.
В свое время на вооружении армии США состояли также крылатые ракеты наземного базирования BGM-109G «Томагавк», развернутые на европейском континенте в количестве более 500 единиц.
При этом если раньше пусковые установки РСМД дислоцировались на территории Западной Германии, то сейчас подразделения и части КРНБ и РСД могут быть развернуты на восточных границах прибалтийских стран и даже Украины. В этом случае практически до нуля сократится подлетное время ракет средней и малой дальности до важнейших административно-политических центров и военных объектов Российской Федерации, лишая военно-политическое руководство страны необходимого времени на принятие решений по нанесению ответного удара.
Система предупреждения о ракетном нападении в России в этом случае становится просто бесполезной, поскольку она ориентирована на межконтинентальные баллистические ракеты, стартующие с континентальной части США, и баллистические ракеты подводных лодок, осуществляющие запуск из районов несения боевой службы в акваториях Атлантического и Тихого океанов.
Размещение ракет средней и малой дальности в непосредственной близости от западных границ России соответствует развитию стратегии «быстрого глобального удара» — инициативы Пентагона по разработке систем, позволяющих нанести массированный разоружающий удар обычным (неядерным) вооружением по любой стране в течение одного часа, по аналогии с ядерным ударом при помощи МБР.
Такой сокрушительный удар по пусковым установкам баллистических ракет, штабам, узлам связи и управления, базам материального снабжения и прочим оборонным объектам не дает возможности привести в действие средства ответно-встречного и ответного удара. Смысл БГУ — превентивное обезоруживание России.
Административно-бюджетное управление Белого дома, по данным Politico, раскритиковало инициативу палаты представителей, заявив, что она «бесполезно связывает администрацию с конкретной ракетной системой, что снизит возможные варианты ответов» в военной сфере.
Президентская администрация сейчас работает над «стратегией, которая включает дипломатические, военные и экономические меры, что позволит увеличить давление на Россию», напоминает Politico.
Между тем в ВВС США продолжается программа модернизации стратегических ядерных сил. 3 августа американцы провели четвертый учебный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman III. Носитель, который станет основой модернизированных стратегических ядерных сил США, успешно доставил учебную боеголовку в цель на расстояние 6760 км.
ВВС США провели пуск новейшей межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Minuteman III без боевого заряда. Ракету запустили в 2.10 по местному времени (12.10 мск) с военно-воздушной базы Ванденберг, штат Калифорния, сообщила пресс-служба ВВС США.
«Испытания не являются ответом на недавние действия Северной Кореи. Этот тест демонстрируют, что ядерные силы Соединенных Штатов являются безопасными, надежными, эффективными и способными выявить, предотвратить и защитить от атак Соединенные Штаты и их союзников», — говорится в ВВС.
Minuteman III пролетела над Тихим океаном 6760 км и поразила цель вблизи атолла Кваджалейн.
В этом году США уже провели три испытания МБР Minuteman III — в феврале, апреле и мае. Два последних запуска были проведены на протяжении одной недели — 26 апреля и 3 мая. Ракеты успешно поразили учебные цели, размещенные на испытательном комплексе противоракетной обороны сухопутных войск имени Рональда Рейгана на атолле Кваджалейн на Маршалловых островах в Тихом океане. Дальность полетов составила 6,8 тыс. и 6,4 тыс. км соответственно.
Американская межконтинентальная баллистическая ракета семейства Minuteman стоит на вооружении ВВС США с 1970 года и является единственной МБР наземного базирования на оснащении стратегических ядерных сил США. Разработка Minuteman (по названию ополчения североамериканских колонистов от minute, «минута», + men, «люди») началась в середине 1960-х годов, серийное производство — в 1968 году, а первые эскадрильи ВВС США, оснащенные LGM-30G, заступили на боевое дежурство к 1970 году. Серийное производство и развертывание третьего варианта МБР Minuteman завершилось в 1978 году.
Стартовая масса ракеты составляет 35 тонн, забрасываемый вес — 1150 кг. Вначале МБР этого типа оснащались тремя боевыми блоками, однако сейчас, вследствие ограничений, введенных Договорами о сокращении стратегических наступательных вооружений, они несут по одному боевому блоку мощностью 300 килотонн.
450 таких МБР развернуты в составе трех ракетных крыльев: 341-го — на базе ВВС США Мальмстром, 90-го — на базе Уоррен и 91-го — на базе Майнот в штатах Вайоминг, Северная Дакота и Монтана. Последние модернизации МБР этого типа заключались в обновлении систем управления и наведения, что позволило заметно продлить сроки эксплуатации ракет.
По словам заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, американцы давно говорят о необходимости модернизации своего ядерного потенциала.
Еще в декабре 2016 года избранный президент Дональд Трамп привлек всеобщее внимание к ядерному оружию, написав в своем твиттере, что США «должны значительно усилить стратегические ядерные силы». Это заявление шло вразрез с предыдущими усилиями США ограничить распространение ядерного оружия еще со времен «холодной войны». Более того, на следующий день Дональд Трамп пообещал «гонку вооружений» и заявил, что США «превзойдут противников по каждому показателю и переживут их всех».
В течение ближайших 15 лет Пентагон готовится потратить миллиарды долларов на разработку стратегического бомбардировщика B-21, нового флота атомных подводных лодок с баллистическими ракетами и межконтинентальных баллистических ракет следующего поколения. В частности, только в 2017 году планируется выделить $113,9 млн на продолжение создания системы стратегического сдерживания наземного базирования, призванной прийти на смену межконтинентальным баллистическим ракетам Minuteman III.
Наконец, в Вашингтоне хотят получить новую крылатую ракету, а также модернизировать систему управления стратегическими ядерными силами.
«Американцы и без громких заявлений политиков каждый год непрерывно выделяют средства в размере от трех до пяти миллиардов долларов на каждый компонент СЯС (стратегические ядерные силы), в том числе и на ядерные боевые части — для их модернизации», — напоминает Константин Макиенко.
США предполагают развернуть на континентальной части страны не менее 400 перспективных межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования. Стоимость программы разработки и производства новых МБР составит, по оценкам американских военных, более $62 млрд, из которых около 14 млрд в Пентагоне планируют потратить на модернизацию системы управления стратегическими ядерными силами, а 48,5 млрд – на закупку МБР. За этот контракт на сумму более $48,5 млрд уже конкурируют Boeing, Lockheed и Northrop. Каждая перспективная межконтинентальная баллистическая ракета обойдется американским налогоплательщикам в сумму больше $100 млн.
Среди возможных позиционных районов развертывания перспективных МБР рассматриваются базы Майнот в Северной Дакоте, Шайенн в Вайоминге и Грейт-Фоллс в Монтане. Предполагается, что новые МБР ВВС США будут находиться на боевом дежурстве вплоть до 2075 года.
Перспективное американское оружие, по замыслу военных, должно быть спроектировано с учетом самых передовых технологий в сфере создания двигательных установок и систем управления, а также рассчитано на долгий жизненный цикл, удобство ремонта, обслуживания и модернизации. Испытание последней версии МБР Minuteman, по мнению Макиенко, находится в строгом соответствии с этими планами.