Путин сделал свой выбор, слово за Меркель и Олландом
Аналитическая статья по итогам визита Ангелы Меркель и Француа Олланда в Киев и Москву.
Текущую ситуацию в мировой политике можно описать по аналогии со старым анекдотом: "Начальник – это такой специальный человек, к которому ты приходишь со своими предложениями, а уходишь с его указаниями". Примерно то же самое произошло с визитом Ангелы Меркель и Франсуа Олланда в Киев, а потом в Москву. СМИ сообщали, что в Москву лидеры Франции и Германии прилетели с так называемым "планом Порошенко", а вот из Москвы они улетели с предложениями, которые сформулировал Владимир Путин.
На следующий день, президент России, выступая на съезде Федерации независимых профсоюзов России, сделал знаковое заявление:
"По поводу того, что против нашей страны ведется война. Войны, слава богу, нет. Давайте не будем особенно обращать на это внимание. Но точно совершенно есть попытка сдержать наше развитие различными средствами, есть попытка заморозить существующий, сложившийся за последние десятилетия после развала Советского Союза миропорядок во главе с одним безусловным лидером, который хочет в качестве такого и остаться, полагая что ему можно все, а другим можно то только, что он разрешит и только в его интересах. Такой миропорядок Россию никогда не устроит. Если кому-то это нравится, кто-то хочет жить в условиях полуоккупации, мы этого делать не будем. Но и воевать мы ни с кем не собираемся, мы собираемся со всеми сотрудничать."
Заявления Путина — знаковые не только потому, что они четко и недвусмысленно обозначают внешнеполитический вектор России, но еще и потому, что в них содержится важное предложение для ведущих стран Европы. Путин уже требует определиться: Германия и Франция принесут себя в жертву на алтарь геополитических амбиций США или все-таки найдут в себе силы сделать шаг навстречу свободе. Россия свой выбор сделала и президент России его озвучил. До 11 февраля Германии и Франции предстоит сделать свой, сложный, судьбоносный выбор.
Под термином "западное единство" англосаксонские СМИ обычно подразумевают "полное подчинение США" и оттого отрадно видеть, что европейская пресса уже в открытую пишет о том, что "единство" - треснуло, треснуло под напором России. Sunday Times пишет, что речь Ангелы Меркель на Мюнхенской конференции продемонстрировала «растущий» раскол в трансатлантическом союзе относительно решения украинского конфликта. Когда канцлер Германии говорит о том, что Европе нужна система безопасности "с Россией, а не против России" нервозность англосаксонских элит становится понятой. Давайте вместе посмотрим на факторы, которые могут повлиять на решение европейских лидеров.
Фактор #1:
Консолидация российских элит. Я не устаю цитировать Сергея Иванова, который еще летом сказал о том, что до многих "западников" наконец дошло, что они всегда будут чужими на Западе и что многие "западники" поддержали политику Кремля в конфронтации с Западом. Продолжение возвращения в России олигархических капиталов и возвращение в Россию контрольных структур Усманова, Вексельберга и Евтушенкова показывает, что процесс национализации элит идет полным ходом.
Помимо этого, я хочу обратить ваше внимание на интереснейшее заявление Сергея Караганова, которое было сделано по следам московских переговоров. Для того, чтобы понять важность этого заявления, нужно знать несколько фактов из биографии этого политолога и для этого достаточно просто перечислить те структуры в которых он состоял или состоит:
- Член Международного консультативного комитета Совета по международным отношениям США (ведущий "мозговой центр" американской элиты)
- Член Трехсторонней комиссии (еще один топовый "мозговой центр" англосаксонского мира)
- Член "теневой Восьмерки" - группы экспертов, которые готовят встречи G8
Ну и как вишенка на торте: Декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ.
Вот как этот эксперт, до кончиков волос встроенный в англосаксонскую интеллектуальную тусовку, описывает позицию России: "Мы хотим, чтобы наши партнеры и соседи поняли, что та игра, которую они играли 20 лет, закончилась. Мы очертили зону своих геополитических интересов и будем за эту зону сражаться так, что мало никому не покажется" (http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/02/07/n_6901493.shtml )
Если так публично высказываются системные западники, легко себе представить в каком формате с Европой и США ведут переговоры Путин и Лавров. Становится понятным страх европейских политиков: конфликт с Россией, которая сжалась в стальной кулак - это не просто риск, это гарантия катастрофы для Евросоюза.
Кстати о катастрофах. Переходим к Фактору #2:
Энергетический шантаж. Американские и европейские эксперты могут утверждать, что угодно, но в реальном мире замены российского газа для Европы просто не существует. С большой долей вероятности, эскалация конфликта на Украине с последующей сомализацией этой территории будет означать, что Евросоюз останется без поставок газа по территории Украины. Более того, с точки зрения ЕС, даже полное согласие с условиями Газпрома и строительство европейского подключения к Турецкому Потоку не решает проблемы. Вдумайтесь. Если ЕС подключается к Турецкому Потоку на границе Греции и Турции, то Греция превращается для Евросоюза в ту же самую проблему, которой была Украина для России. Для Брюсселя, Греция будет ненадежным транзитером и можно быть абсолютно уверенным, что любая греческая власть будет активно использовать свою транзитную роль для шантажа Евросоюза.
У европейских политиков просто нет инструментов для того, чтобы решить газовую проблему, и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. Сейчас Россия на полную катушку использует свою геополитическую победу в Сирии, которая заблокировала саму возможность постройки трубопровода Катар - ЕС.
У американцев тоже нет решения этой проблемы. Оттого и корчится в бессильной злобе "ястреб" Джо Байден и требует "прекратить шантаж": "Ни Россия, ни любая другая страна не может использовать энергию как инструмент шантажа по отношению к другим нациям. Мы давно знаем, что зависимость от единого ресурса энергии является большой проблемой" (http://www.vesti.ru/doc.html?id=2336526). Байдену еще только предстоит привыкнуть к тому что Россия - не "любая другая страна" и, что энергетический шантаж - это самое малое из того, что она может, если ее интересы как следует задеть. Как там говорил мистер Караганов? «Мало никому не покажется»? Очень точное описание. Холодная Европа, огромные цены на газ из-за его физического дефицита на европейском рынке (Еврокомиссия сама отвязала цены в ЕС от цен на нефть, пусть теперь страдает), куча безработных, проблемы с выработкой электроэнергии и отоплением, резкий рост затрат в промышленности — это далеко не полный список последствий серьезного конфликта с Россией для Евросоюза.
Фактор #3:
Европейский бизнес и европейский кризис. Байден, он почти как Порошенко, в том смысле, что очень полезен своей непосредственностью. Например, вице-преизидент США честно признался, что европейцы дико выводят его из себя, когда ноют на тему того, что санкции "слишком дорого обходятся ЕС" ( http://rt.com/news/230143-biden-sanctions-europe-russia/ ). Это интересный симптом, который показывает, что бизнес сильно давит на европейских политиков и, что они в свою очередь обозначают американцам, что европейский котел может в любой момент взорваться. Эти опасения становятся особенно понятными и обоснованными если учесть, что премьер Греции уже отклонил ультиматум Еврокомиссии, которая настаивала на том, чтобы Греция приняла все ее условия до 28 февраля, а иначе Грецию ждет дефолт и возможный выход из Еврозоны. (http://www.zerohedge.com/news/2015-02-08/greeks-cant-take-more-disappointment-defiant-tsipras-rejects-eu-ultimatum-demands-br) Греческий премьер Цирпас идет напролом и заявляет, что он не будет "принимать указания по имейлу", что "сломает олигархическую систему в Греции" и что его задача состоит в том, чтобы "построить суверенную Грецию". Он требует европейских денег вообще без обязательств со стороны Греции, фактически угрожая Евросоюзу совместным коллапсом: да, Грецию тогда ждет дефолт, но она утянет за собой на дно банковскую систему Европы. А если Брюссель согласится на требования Греции, то аналогичных условий потребуют Италия, Испания, Португалия, Франция... Даже США уже не могут печатать доллары до бесконечности, а Евросоюз просто надорвется и скатится в гиперинфляцию за год-полтора.
И вот на фоне этого надвигающегося коллапса, американцы требуют от Берлина и Парижа, чтобы они поддержали вооружение украинской армии для войны с Россией. Европе только этого не хватало. В одной точке во времени сошлись все нужные факторы для того, чтобы мотивировать европейских политиков сделать рывок к свободе — это их единственный шанс сохранить объединенную Европу.
Россия сделала свой выбор. Теперь выбор за лидерами Германии и Франции. Следующие дни покажут, какое историческое направление они выбрали. Экс-президент и лидер крупнейшей оппозиционной партии Франции Николя Саркози уже заявил, что "народ Крыма нельзя винить за то, что он выбрал быть с Россией" и что "Разрыв между Россией и Европой — это трагедия" ( http://russian.rt.com/article/73131 ). Это показывает, что европейский политический истеблишмент все понимает и готов "рвать шаблоны". Остается определить готовы ли на такие действия те европейские политики, которые находятся у власти, а не в оппозиции.